Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме представит выставку «Петербургский диагноз» 22 октября 2024. Герои выставки – наши современники, родившиеся в середине ХХ века. Странные люди, полюбившие «непричесанный» Петербург, блуждающие с фотокамерой по его задворкам, ищущие в нем свой театральный или литературный сюжет, они «больны» этим городом. Им, несомненно, может быть поставлен «петербургский диагноз». Они сами – часть городского мифа, и те, кто творит этот миф.
С одной стороны море,
С другой горе,
С третьей мох,
А с четвертой ох…
Так ответил шут Балакирев на вопрос Петра I, что, дескать, говорят о Петербурге? Вероятно, царь ожидал услышать нечто лестное о городе и о себе.
Можно вспомнить еще несколько подобных формул: «увидеть Париж и умереть» – обозначение предела наших мечтаний, или «синдром Стендаля» – сильнейшее воздействие красоты итальянской архитектуры, приводящее к лихорадке, тремору и учащенному сердцебиению.
У «петербургского диагноза» свои симптомы. О них говорили Пушкин, Гоголь, Блок, Белый. А Достоевский описывал их так: «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности».
Фотограф и литератор Борис Кудряков (Гран Борис), актер и режиссер Георгий Васильев, художник и литератор Николай Матренин – каждого из них можно назвать петербургским чудаком, творившим вне мейнстрима, поперёк официального искусства. «Неудобный» режиссер Васильев – неожиданный, гротескный, неправильный; Гран Борис, снимавший лиговские окрестности и «Натюрморт с аппетитом» вместо открыточных видов города; художник Матренин, который «сторожил динамит на пустыре за Смоленкой» и создавал ассамбляжи из найденных предметов. Внутренний камертон, настроенный особым образом, заставлял их бежать от всего, что «пахло совдепией», и потому оставаться непризнанными.
Именно эта непохожесть и особенное переживание Петербурга делают персонажей выставки медиаторами между нами и городом. Увидев на театральной сцене музицирующую болонку Меджи или взглянув на снимок обшарпанного ленинградского двора, подписанный автором «Адельфина Родондрононовна вошла в будуар с бочонком дегтя», хочется воскликнуть: «Я тоже так чувствую!»
Ведь любой здешний житель может обнаружить в себе симптомы петербургского диагноза. Возможно, герои выставки подскажут способы лечения, но универсального рецепта нет – каждый справляется с этой «болезнью» по-своему, поэтому выставочная аптечка заперта.
В экспозиции незримо присутствует еще один персонаж – композитор Олег Каравайчук, чья музыка «вне фарватера» наполняет пространство, напоминая о водной стихии, без которой немыслим наш город.
Автор идеи и художник Эмиль Капелюш
Команда проекта: Светлана Александрова, Елена Джумук, Жанна Телевицкая
Ждем вас 22 октября, во вторник, в 18.00. Большой выставочный зал, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Адрес: Литейный пр., 53 (вход через арку и Шереметевский сад)