Нет, я ни о чем не жалею

В Театре на Таганке 10 октября состоялась премьера «Пиковая дама» режиссёра Дениса Азарова. 225 лет — не самая круглая дата, тем не менее Таганка решила отпраздновать юбилей Пушкина премьерой Азарова. Это уже четвертая работа Дениса Азарова в этом театре — надо сказать, что его режиссерский почерк очень органично вписывается в эстетику нынешней Таганки, какой она стала при руководстве Ирины Апексимовой.

Автор инсценировки Ольга Никифорова и без того ироничный пушкинский текст дополнила легкими по интонации комментариями и шуточками, поэтому диалоги игроков выглядят так, будто произнесены сегодня — обычные офисные работники собрались отдохнуть, поиграть, распить спиртное из пластиковых стаканчиков. При этом прозаический текст «Пиковой дамы» соединен здесь с пушкинскими же стихами, которые не просто органично смотрятся вместе, но и строят главный контраст спектакля — между реальностью и фантасмагорией. И непонятно, где проходит грань между обыденным светским развлечением и бегством от реальности, уходом в свои фантазии, в прекрасный вымышленный мир — «благоразумие — удел скучных и серых».

Пиковую даму и графиню играет Ирина Апексимова: она то в утрированном образе старухи: в инвалидном кресле, с дребезжащим голосом, в седом, как у ведьмы, огромном парике, закрывающем ее лицо, то предстаёт импозантной красоткой, развлекающей игроков пением, конечно, тоже на стихи Александра Пушкина. Романтические строки «Буря мглою небо кроет» здесь, правда, стилизованы больше под нуар. Первый образ реальный, второй — то ли в мечтах, то ли как воспоминание о былом.

Старая графиня ностальгически слушает Эдит Пиаф: «Non, je ne regrette rien» («Нет, я ни о чем не жалею») — это единственный способ, которым Лиза (Александра Хованская) может прервать нравоучения хозяйки. И здесь очень изящно вставлен текст из «Каменного гостя»: наставления графини — это монолог Дон Карлоса, обращенный к Лауре («Ты молода и будешь молода // еще лет пять иль шесть … // И седина в косе твоей мелькнет // И будут называть тебя старухой»). Хотя Лиза тут, скорее, не на Лауру похожа, а на Татьяну из «Евгения Онегина» — недаром она читает то самое знаменитое ее письмо. Лиза и Пиковая дама здесь запараллелены — в финале они одеты в одинаковые платья. Когда-то графиня была такой же Лизой, живущей активной, молодой и яркой жизнью.

Не менее важным персонажем здесь стал Томский (Филипп Котов). Начиналось все с шутки за карточным столом в компании друзей (эта история звучит в череде баек про богатыря из «Руслана и Людмилы», что опять же очень изящно и иронично соединено), а в конце Томский и сам увлекается, входит во вкус, вдруг начинает говорить шекспировскими словами — «У совести моей сто языков … // И я во всех рассказах их — злодей», а ему бросают очень точное замечание — «ты доволен осознанием своего превосходства». Безумие нарастает, карты как чертики (Денис Азаров «оживил» этих персонажей — тройку, семерку, туза) крутятся вокруг сошедшего с ума Германа (Александр Зарядин), провоцируя его и развлекая, а в реальности мужчины продолжают спокойно отдыхать, играя в карты — с чего начинался спектакль, тем он и заканчивается.

Единственный странный персонаж (вернее, странный в этом пространстве, а так-то — как раз самый современный и обычный) — мужчина в куртке с туристическим рюкзаком, в программке он обозначен как Юродивый (Никита Лучихин), что тоже иронично в пушкинском контексте, который молча ходит и наблюдает за происходящими вокруг странностями. Реальность и разум все-таки у кого-то остаются, несмотря на попытки каждого разнообразить свою жизнь.

Текст: Нина Цукерман

Фото Лены Белкиной, Юры Кондрашина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения