27 сентября на сцене Малого театра кукол был показан спектакль Центра Современной Драматургии из Екатеринбурга по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» (премьера состоялась 1 апреля 2022). Режиссер – Антон Бутаков, режиссер-хореограф – Арина Орлова, авторы инсценировки – Татьяна Савина и Антон Бутаков.
Перед началом спектакля перед зрителями выступил главный режиссер ЦСД Антон Бутаков, выпускник мастерской Н.В. Коляды, актер и режиссер труппы Коляда-театра, главный режиссер Нового молодежного театра в Нижнем Тагиле. Уральская школа драматургии, созданная Николаем Колядой около тридцати лет назад, позволяет театрам создавать современные, динамичные и многоплановые спектакли. Главный принцип – на сцене нет статистов, играет вся труппа, а не отдельные актеры-звезды.
Участники постановки молодые, динамичные, талантливые. В спектакле звучат авторские песни и много танцевально-акробатических этюдов, поэтому он смотрится на одном дыхании. Все это помогает избежать тяжести восприятия неразрешимого внутреннего конфликта главного героя и отталкивающих натуралистических сцен, которые встречаются в фильмах, изображающих раннее Средневековье. Наверное, именно изобилие сцен физического и эмоционального насилия, несмотря на сильный состав и хорошую игру актеров, не позволило фильму «Трудно быть богом» (2013, режиссер Алексей Герман) стать популярным среди молодежи и людей среднего поколения. Хотя сам роман, который теперь уже можно назвать классикой научно-социальной фантастики, не менее увлекателен, чем произведения Виктора Пелевина, чьи книги мы читаем с большим интересом.
Создателям спектакля удалось удержаться на грани между натуралистическими сценами и длинными внутренними монологами, показать разрушительную тяжесть внутреннего конфликта и философские проблемы, озвученные у братьев Стругацких, и в то же время включить нелепые и смешные сцены, например – процесс умывания Благородного дона с помощью служанки Уно в исполнении Риты Токмаковой.
Роман «Трудно быть богом» входит в цикл художественных произведений «Мир Полудня», описывающих будущее в виде идеального союза меритократических государств, имеющих переизбыток внутренних ресурсов. Решив все социально-бытовые проблемы на Земле, жители Полуденной Метавселенной отправляются на другие планеты, чтобы помочь в продвижении научно-технического и социального прогресса. Но не в качестве прогрессоров, а лишь наблюдателей. Нельзя вмешиваться в ход истории, не имея достаточной информации и хорошей теоретической базы. Для главного героя Антона – Благородного дона Руматы (Григорий Ильин) эта задача оказывается слишком сложной. Григорий Ильин показывает сильного, смелого и честного молодого человека, который не хочет отказываться от своих принципов и предавать близких людей. Оставаться в роли наблюдателя, не вмешиваться – все это кажется ему трусостью, поэтому он включается в борьбу и совершает ошибки. Ему не удается разгадать игру опытного интригана Дона Рэба (Никита Краев) и обезвредить его, и поэтому гибнут друзья Антона.
Жители Арканары считают дона Руматы богом, потому что он красив, щедр, добродеятелен и неуязвим. Однако эта роль слишком тяжела для него. Антон находится в постоянном противоречии между желанием совершать благородные поступки и задачей «не вмешиваться». В итоге он теряет самообладание и нарушает главную заповедь «не применять оружие». Наблюдатель становится участником событий.
Центральная сцена спектакля – диалог целителя Будаха (Илья Калин) и дона Руматы. Их беседа превращается в философский спор на тему «Как сделать человека счастливым». Герой Ильи Калина — больной униженный человек, при этом не теряющий способности говорить на философские темы и оставаться в своей роли.
Текст: Мария Гузарева
Фото: Анна Смолякова