Маленький, несерьёзный и мудрый

23 октября в МХТ Чехова состоялся предпоказ премьерного спектакля Саши Золотовицкого «Морж, учитель и поэт» по книге Артура Гиваргизова. Для начала, чтобы быть совсем уж честной, надо оговориться, что на пресс-показе из-за какого-то форс-мажора МХТ не показал спектакль целиком: режиссёр прямо во время действия пояснял нам, зрителям, какие сцены сегодня пропущены — это даже мог бы быть неплохой театральный прием. Думаю, что вряд ли непоказанные фрагменты сильно бы изменили впечатление, но проговорить это сразу честно.

А теперь про спектакль… Это уже вторая работа Саши Золотовицкого на Малой сцене МХТ после «Соня-9» — и снова для детской аудитории. Это история про дедушку, который сохранил в себе детскую наивность, умение искренне удивляться и радоваться происходящему вокруг — «Михал Михалычу было 60 лет, но вёл он себя как семилетний Миша». Играет его совсем молодой Кузьма Котрелёв — хотя герой и одет в костюм старика, и голос его тоже намекает на возраст, он азартен с яркой, почти детской фантазией. Он готов на разные безумства в хорошем смысле этого слова: то искать в яме мамонта, то спасать медведя из зоопарка, то в один день решить, что пора смотреть новые страны и собраться в путешествие в далёкую Индию…

Давайте не будем делать вид, что в этом спектакле много смыслов. Если они в принципе есть, то сводятся все к одной мысли — «маленький, несерьёзный и мудрый — это одно и то же». Не знаю, мудрый ли Михалыч, но его готовность удивляться и радоваться обаятельна. И мир, созданный сценографом Натали-Кейт Пангилинан, тоже очень детский — и костюмы, и декорации нарисованы как будто детской рукой. Они яркие, красочные, но плоские, когда один и тот же предмет через пять минут игры может изображать уже что-то совсем другое. При этом эта красочность совершенно не пошлая, как это часто бывает, когда в театре начинают изображать Восток, а ироничная, классно придуманная театральная настоящая игра, в которую, видно, и актерам, и режиссеру было интересно играть. Только вот мне кажется, что они слишком увлеклись формой этой игры, а сама история, с ее смыслами, ушла на второй план. Хотя, может быть, для детского театра это допустимо — думаю, что детям будет увлекательно смотреть на такой живой процесс.

Текст: Нина Цукерман

Фото: Артур Новосильцев

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения