Постановка «Нос» Тимура Кулова в ТЮЗе имени А.А.Брянцева — невероятное прочтение одноименной повести Николай Гоголя, в которой целостно оживает весь фантасмагорический мир писателя. Спектакль — активный участник разнообразных фестивалей и номинант на премию «Золотой Софит».
«Нос» вошел в лонг-лист высшей национальной премии «Золотая маска» за сезон 2022-2023 и был награжден призом Бронзовый Беркут на V Международном фестивале «Те-ART-Кокше». Совсем недавно постановка посетила III Международный фестиваль «Театральная дельта» в Астрахани. О том, как это было, читайте наше интервью с артистами: Дмитрием Ткаченко, Анной Лебедь и Владимиром Чернышовым и режиссером Тимуром Куловым.
В чем для вас заключается ценность работы и как ваша роль меняется со временем?
Тимур Кулов: «Нос» ценен для меня открытиями, которые мы сделали в этом тексте! И, главное, ценен как первый спектакль с петербургским ТЮЗом! Это особый трепет! С каждым новым показом спектакль все более обретает самостоятельную жизнь. И как бы мы что-то не отслеживали, внутри он меняется. Потому что меняется жизнь вокруг, меняются сами исполнители ролей. Театр существует здесь и сейчас (потом его уже не будет). Главное, в нашем спектакле бурлит изначальная энергия! Бывает в спектакле остаётся форма, а энергия ушла! Но это не про «Нос». Видимо пока спектакль дорог нам всем — он живой!
Дмитрий Ткаченко: Работа в «Носе» — это интересная и большая авантюра. Мне нравится, что в этой роли я могу по-актерски хулиганить, каждый раз с любопытством краем уха слышать реакцию зрителя. Каждый раз она разная — где смех, где оцепенение и удивление, но равнодушных нет, это самое главное. Эта работа для меня стала выходом на какой-то новый этап в своем актерском существовании — я делаю на сцене то, чего еще не делал, и моя актерская природа получила с этой работой как-будто новый глоток воздуха.
Анна Лебедь: Чем больше играешь, тем становишься в роли свободнее и успеваешь находить новые нюансы.
Владимир Чернышов: Прикосновение к мистическому Гоголю — уже счастье! Счастье окунуться в эту глубину, попробовать разгадать его непростых героев. И мое желание попробовать «маленького человека» исполнилось, хоть и объём роли небольшой. Кроме цирюльника — совершенно противоположный статский советник, газетчик и чиновник. Ну, разве не счастье: в одном спектакле попробовать такие разные образы? И каждый спектакль — отдельная жизнь, иногда совершенно непохожая на предыдущую. Спектакль живет, дышит, меняется. Особенно это ощутимо на гастролях, когда нет привычного пространства, нет привычного зала. На гастрольных спектаклях особенно заметны появляющиеся нюансы.
Как зрители принимали спектакль?
Владимир Чернышов: Сначала показалось, что зритель не сразу понял наш язык, но впоследствии оказалось, что все в полном восторге.
Тимур Кулов: Мы впервые играли так близко к зрителю (на расстоянии вытянутой руки). В процессе артисты нашли тональность для этого «близкого» показа, и все получилось. Вообще «Нос» в сентябре испытывали на прочность. В Астане около 300, Ярославле — 400 с лишним зрителей, в Астрахани — около 100! Спасибо актерам и цехам! Так перестраиваться очень непросто для спектакля Малой сцены.
Анна Лебедь: Мы долго пристраивались друг к другу: мы к зрителям, зрители к нам — это был интересный, непривычный опыт. Играть на гастролях — это всегда ответственнее, чем дома. Ты готовишься к тому, что тебе нужно адаптировать спектакль к незнакомой публике, не знаешь, какой зритель тебя ждет. Благодаря гастролям рождаются новые эмоции и спектакль обновляется. Гастроли — это интересно и полезно для артиста, прекрасный обмен опытом. Это моя работа, я ее люблю и умею делать.
Какие впечатления оставил о себе город и фестиваль?
Владимир Чернышов: Астрахань своеобразна, очень расстраиваешься, когда видишь неухоженность. Больно было смотреть на деревянные дома.. В полном упадке, все забиты — заколочены, а ведь это наше прошлое, наша история. Жалко и обидно.
Анна Лебедь: Мы осмотрели город, успели погулять по Кремлю и попробовать астраханской рыбки.
Тимур Кулов: К сожалению, только вечерами удавалось погулять — по набережной реки Волги, так как в рамках фестиваля показывали два моих спектакля из разных театров и стран. А вот про театр могу сказать: заходишь и понимаешь, что ты в театре с хорошими вибрациями, историей, храме, за которым следят и берегут. Это видно! Фестиваль «Театральная дельта» поражает своей длительностью: непросто держать тонус фестиваля 11 дней! А театр держит! Помимо этого приятно удивило соединение и мастер-классов, и лабораторий, и показов одновременно, причем в лаборатории участвуют профессиональные артисты из разных театров. Тоже замечательная коммуникация!
Текст и фото: пресс-служба ТЮЗа