Что будет, если два мастера сцены, которых зрители привыкли видеть в спектаклях в «больших залах с колоннами», решатся на эксперимент и сыграют спектакль в камерном «андеграундном» театре, да еще и по малоизвестному тексту знаменитого уральского драматурга? Будет как минимум любопытно.
25 сентября в театре «Цехъ» состоялась премьера провинциального мюзикла (это официальная формулировка) «Старая зайчиха» режиссеров Александры Мамкаевой и Виктора Бугакова по одноименной пьесе Николая Коляды. Заявленный жанр и драматургический материал для постановки интриговали. Представить народного артиста России Виктора Кривоноса и заслуженную артистку России Ольгу Пикало в обстановке обшарпанной гостиницы на далеком севере было непросто, а оттого вдвойне интереснее. В основу музыкальных номеров спектакля легли стихи Виктора Кривоноса, которые он сочинил, опираясь на пьесу, а сама музыка была представлена композитором Александром Пантыкиным в разных стилях – диско, блюз, цыганская, авторская песня. Получилась яркая динамичная жанровая смесь, и каждый зритель смог найти в ней что-то на свой вкус.
Он и Она. Измена и разрыв отношений. Вечный сюжет… В маленький северный городишко приезжает Таня, московская артистка. Она вполне респектабельная дама, популярная тамада, к тому же мелькает по телевизору, выезжает на корпоративы и прочие «халтуры»… Словом, зарабатывает. «Деньги не пахнут», по ее словам, – так она и оказалась вдали от столицы вместе с девчонками из подтанцовки (Анастасия Гирева, Елена Кауц, Анна Хорунжева) в тесном гостиничном номере в обстановке строжайшей секретности, готовясь сыграть «настоящую папуаску» – африканскую певицу Мариэтту де Гонсалес. Весь город обклеен концертными афишами неведомой и экзотичной Гонсалес, и Таня должна ее изобразить. Скоро должен прийти заказчик, таинственный Израиль Борисович, и принести гонорар… И кто мог представить, что этот заказчик – ее бывший муж Миша, как она его называла Миша-Минтай, старый изменник и посредственный провинциальный актеришка, которого она похоронила для себя много лет назад? Гостиничный номер с куцей обстановкой – железная кровать, деревянный уголок прихожей, облезлые обои, старые афиши (художник-постановщик Екатерина Гофман). Среди этого хлама пытается возродиться, вспыхнуть былое чувство, но «костру разгораться не хочется». Прошлое должно остаться в прошлом, но помнить о нем надо, ведь, возможно, то время, когда главные герои играли вместе в детской сказке Зайчиху и Зайца, и было самым счастливым временем в их жизни?…
Главный лейтмотив постановки, нет, не любовь, а скорее милосердие. Результатом встречи героев становится прощение – себя и своих ошибок, своего когда-то самого близкого человека. Жизнь такая короткая и никто не бессмертен, и можно считать большой удачей, если после тебя останется хоть что-то, хоть сломанная ложечка для обуви, и что тебя будет помнить хотя бы один человек на земле.
Режиссеры спектакля удивительно верно уловили и передали в ткани постановки основные темы драматургии Коляды – сострадание, любовь, нежность, доброта. Если человек не будет добрее к другим людям, то никто не пожалеет и его. Мюзикл «Старая зайчиха» заставляет задуматься над правильностью выбранного пути – есть ли в твоей жизни родное плечо, на которое можно опереться, не обижал ли ты близких людей, и что ты предпринимаешь, чтобы твое сердце не страдало от тоски и одиночества.
Текст: Дарина Львова
Фото театра