Что, если это твой последний день на Земле?

5 октября в Театре на Васильевском выпустили новый спектакль Галины Зальцман — “Жертвоприношение”. Первое, что приходит на ум, когда слышишь название постановки — это ассоциация с одноимённым фильмом Андрея Тарковского. Но эту ассоциацию стоит сразу отринуть, от фильма спектакль взял только эстетичность видео и сюжет, по интонации постановка получилась абсолютно иной. Ирония над страшной действительностью, катастрофичность обычной жизни — вот что слышится в спектакле.

На сцене выстроено сельское пасторальное пространство, где есть ржаное поле на переднем плане, веранда, дом с большими окнами и длинным столом, красная лестница, уходящая наверх (художник — Семён Пастух). На задник сцены проецируются небольшие видеоотрывки (видео — Максим Зорин), снятые специально для этого спектакля. Хочется отметить, что видео и декорации в этом спектакле органично дополняют друг друга, создавая выпуклый и одновременно кинематографичный мир.

Героями истории назначены представители интеллигенции, их дни текут размеренно, один повторяет другой. Они по-чеховски рассуждают о философии, религии, слушают Баха, сидят за обеденным столом или смотрят на поле, потягиваясь в плетёных креслах. В их доме висят картины Леонардо, а в буфете стоит выдержанный коньяк. Александр (Артём Цыпин) выглядит как типичный профессор: вельветовые коричневые брюки, зелёная жилетка, пиджак и очки. Перед нами журналист, погруженный в свои научные миры. Рассуждает он глубоко, но жизненная энергия его погасла, он вялый и будто живёт по инерции. Так и хочется воскликнуть: “Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить.” Единственное, что его держит на этой земле — это сын Малыш.

Антиподом Александру дан энергичный, вечно с шуткой в запасе доктор Виктор (Давид Бродский). Доктора любят дамы всех возрастов. Жена профессора — Аделаида (Екатерина Зорина) прекрасна и, кажется, светит слишком ярко. Она скучает в этой пасторальной глуши и крутит роман с доктором. Наступает день рождения Александра. Почтальон Отто (Роман Зайдуллин) приносит ему шуточную поздравительную телеграмму от друзей. Потом пускается в пространные философские разговоры, одновременно проветривая свои носки. Малыш куда-то запропастился, в доме идёт подготовка к празднику. А в этот момент кто-то в этом мире решает нажать ядерную кнопку, военный официально и немного грустно вещает из телевизора, что бежать некуда. Потом связь пропадает, заставка, белый шум на экране. Внезапно герои встают перед вопросом: что делать, если это твой последний день на Земле? С них моментально слетает всё наносное, всё незначительное, внутренняя боль прорывается наружу.

Режиссёр не выстраивает перед нами динамику боевика, здесь всё продолжается в духе Чехова, разламывается не снаружи, а внутри человека. И даже сама ситуация не выглядит абсурдом, становится жутковато от мысли, что это только лишь немного отстаёт от нашей реальности. Из телевизора поёт Алла Пугачёва: “Этот мир придуман не нами”, в макете дома зажигается свет, в нём одиноко сидит фигурка Александра. Жена признаётся, что любила одного, а вышла за другого, сидя между двумя своими мужчинами. Девочка-подросток обнажается перед доктором, надеясь обрести любовь и тепло. Виктор сокрушается, что не успел сбежать из этого “женского ада” в Австралию. Александр встаёт на колени и пытается вспомнить молитву, чтобы обратиться к Богу. К тому самому Богу, которого он забыл и отрицал всего несколько часов назад. Слова вспоминаются с трудом, он будто преодолевает это отрицание Бога в себе, еле выговаривая слова. Он заново вспоминает о том, как это — верить, вера вновь рождается внутри него.

Александр готов отдать всё самое дорогое, что у него есть, сжечь дом, чтобы Бог отменил катастрофу. Отто советует ему пойти в дом к служанке Марии (Надежда Кулакова) и переспать с ней, ведь она ведьма и сможет повернуть всё назад. Здесь Александр оказывается перед лицом ещё одной жертвы. Он должен совершить внутреннее предательство, попрать свои принципы. Александр садится на велосипед почтальона и отправляется в дом служанки. Перед зрителем разворачивается тонко устроенная психологическая сцена, в которой уже не молодой профессор, стоя на коленях, просит девушку полюбить его. Нет, никакой пошлости. Искренность, тепло душ наполняет это объяснение. Марта жалеет Александра, успокаивает его. В этом есть что-то религиозное, христианское сострадание. В следующий миг Александр просыпается от будильника, и повторяется самая первая сцена. Хочется верить, что любовь и сострадание победило разрушение.

Спектакль оставляет интересное впечатление, когда, казалось бы, невообразимые вещи органично вплетены в обыденность. Случай, происходящий с героями, не видится фантастическим, наоборот, это ощущается как реальность. Это заставляет оглянуться и примерить происходящее на себя. Галине Зальцман удалось в чеховской интонации обрисовать рефлексию интеллигенции, которую она испытывает прямо сейчас. При этом спектакль не скатывается в религиозную притчу или проповедь, хотя и опирается на универсальные библейские сюжеты.

Текст: Наталья Яковлева

Фото: Владимира Постнова

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Юлия

    В роли служанки Марты — Надежда Кулакова.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения