Установление культурных связей между городами и творческими коллективами, вне всякого сомнения, является делом особой значимости. Благодаря федеральному проекту «Большие гастроли» у зрителей есть поистине уникальная возможность оценить спектакли театров со всех концов страны, а сами коллективы могут получить незабываемый рабочий опыт. На прошлой неделе гостеприимный Малый театр кукол навестили уральские коллеги – артисты из Центра Современной Драматургии (г. Екатеринбург). Среди представленных постановок был и спектакль Алексея Федорченко по прозе Сергея Довлатова «Альбом с голубем».
Конечно, было любопытно и слегка волнительно: как же поступят с текстами знаменитого ленинградца, будет ли в чем-то отличаться уральский взгляд на культового автора, чье творчество давно разошлось на афористичные цитаты. Не секрет, что удачных постановок по Довлатову отыщется не так и много, но здесь зрителям была представлена вполне убедительная сценическая версия его текстов. Крепко замешанный микс из «Заповедника», «Чемодана», «Наших» имел весьма четко обозначенный лейтмотив – любовь. Та особая невесомая материя, которая порой абсолютно непредсказуемо возникает между людьми, то самое уникальное состояние, когда готов на все ради счастья и благополучия другого, пресловутое необъяснимое ощущение родства и близости. Довлатов никогда не кричал о любви в своих книгах, но они все были проникнуты этим чувством – и от такой негромкой внезапной нежности возникал неизменно особый мощный эффект. Спектакль точно воссоздает эту атмосферу тихого внутреннего движения души, романтичных теплых переживаний, определенного рода самопожертвования и глубокой рефлексии. Проза Довлатова передана в спектакле живым театральным языком с ощутимыми кинематографическими настроениями (видеопроекции играют здесь не последнюю роль).
Постановка не скатывается в упрощенную пошлость, ловко балансируя на грани, отделяющей искусство от самодеятельности. Все здесь как-то по-особенному живо, ярко, органично, где надо лирично и негромко трагично. Пожалуй, будь эта история представлена более серьезными театральными средствами, в нее бы неизбежно прокралась фальшь. Здесь же абсолютно уместно и оправданно выбрано определенное стилистическое упрощение, не переходящее границ, не нарушающее рамок. Хорошо знакомые сюжеты и строки раскрываются новыми гранями, активно приветствуется использование разных актеров на одного персонажа (так, скажем, Лен там будет целых четыре – и одна из них внезапно действительно похожа на Елену Довлатову теми самыми «монгольскими глазами»). И Довлатовых здесь два: невысокий скромный обаятельный паренек с серьгой в ухе и кучерявым чубчиком (его образ воплощает Григорий Ильин), а также обладатель ну просто феноменального внешнего сходства с самим писателем артист Антон Бутаков. Первый из этой пары – беспечный легковесный рассказчик, изящно перескакивающий из сюжета в сюжет, лихо подстраивающийся под его перемену. Нечто вроде души писателя. Второй же – заложник жизненных обстоятельств, несущий груз ответственности, раздавленный непреодолимыми бесконечными препятствиями. Воплощение бренного писательского тела.
Подобный прием здесь использован не просто так. Дуализм этот помогает замечательно воплотить литературный принцип «ненадежного рассказчика», который так активно использовал в своих книгах Сергей Донатович. Вот она, сила творческой фантазии. Как все было на самом деле, чья правда выглядит убедительней, где проходит грань между реальной жизнью и художественным вымыслом – тот еще вопрос. Кажется, всю правду лишь одна жена знает, и она с радостью раскрывает все карты зрителям. Но было бы столь увлекательно, интересно и весело, если бы мы ознакомились только с официальной версией? В спектакле органичный исходный юмор разбавлен нотами столь же органичной грусти, советские легендарные шлягеры соседствуют с локальным шедевром в двух частях под названием «Перегары», сценография балует атрибутами из советского прошлого (от жестяного громыхающего рукомойника до скрипучей панцирной койки).
Костюмы в постановке, безусловно, требуют отдельного восторженного упоминания, ибо сшиты они целиком (или же частично) из трогательных и моментально узнаваемых тонких байковых советских детских одеял – не расчувствоваться просто невозможно. Завершают этот увлекательный пазл поистине замечательные артисты, на которых ну просто приятно смотреть во все глаза. Илья Калин умеет быть действительно смешным и даже откровенно нелепым, Сергею Колесову ловко удается воплотить образ бесшабашного алкоголика (а Довлатов был большим мастером по выведению таких персонажей в своих книгах!). Алиса Кравцова, Юлия Грязева, Гюльнара Гимадутдинова, Татьяна Савина – каждая из них по-своему хороша в роли жены Лены. И наконец, уже упоминавшийся тандем Григория Ильина и Антона Бутакова, рождающий многогранный образ писателя Довлатова, создающий портрет художника в несвободе и на воле, говорящий о любви негромко и исключительно всерьез.
Текст: Марина Константинова
Фото: Глеб Махнев