На XXXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» в Петербург привезти премьеру МТЮЗа этого года — “Записки покойного Белкина” режиссёра Камы Гинкаса. Творческий путь Камы Мироновича Гинкаса всегда был тесно связан с творчеством Пушкина. В этот раз он обратился к прозе Александра Сергеевича, взяв для спектакля два рассказа — “Выстрел” и “Метель”. Ставить Пушкина непросто, его гений с нами с раннего детства. Он присутствует в России как миф, солнце поэзии, основатель художественного языка. Про его творчество написаны целые библиотеки. И всё же он будто каждый раз ускользает от нас.
Может, поэтому “Записки покойного Белкина” — это способ попробовать разобраться, ощутить, кто же такой Александр Сергеевич Пушкин. Гений, любитель дам, дуэлянт, опальный поэт, картёжник и должник? Исследование происходит прямо на глазах зрителя, актёры всё глубже и глубже будут проникать в ткань его прозы начиная с робких и почти детских этюдов, дальше всё сильнее и сильнее сплавляя судьбу автора и его героев.
Декорации на сцене аскетичны (художник Мария Утробина), три огромных ящика для перевозки грузов, замотанные лентой, и стулья. В момент метели опустятся белые деревья, в которых будут плутать герои. Содержимое ящик откроется в самом конце.
Начинается всё весело, актёры по очереди выбегают на сцену и присоединяются к ритмичному зачину. Они повторяют излюбленную присказку Пушкина: “То так, то пятак, а то и денежка”. Эта фраза будет повторяться много раз за спектакль. Марья Гавриловна (Полина Кугушева) и Владимир (Сергей Кузнецов) пытаются разобраться в отношениях своих героев в “Метели”. Актёры проговаривают как реплики героев, так и описательный текст. Вначале это юношеская игра в любовь, за которой строго следят родители девушки (Елена Левченко и Дмитрий Супонин). Когда начинается метель, смеха становится всё меньше, в повествование вплетают поэзию. Именно она помогает эмоционально окрасить прозу. Но не только это придаёт объём действию. Вставки биографических фактов из жизни Пушкина, цитаты из Википедии прерывают повествование, как бы поворачивают его новой гранью.
“Метель” переходит в “Выстрел”, где пылкий влюблённый Владимир превращается в Сильвио. Он холоден, сосредоточен на карточной игре. Он много размышляет о картах, в нем всё сильнее проступает образ Пушкина — рьяного игрока и дуэлянта. Сильвио хранит прострелянный кивер противника, любит заигрывать с судьбой. Он будто ищет смерти, как и поэт, который имел 6 дуэлей в один год. Краски сгущаются, всё страшней звучит присказка. Сильвио гибнет, об этом рассказывает его противник.
В конце тайна ящиков открывается. В них находятся: посмертная маска Пушкина и бюсты, изображающие его. Сверху спускается полотно с поэтом, лежащем на смертном ложе. Любовь и трагический рок приводят Пушкина к бездне. Жизнь поэта, которую пытается нащупать Кама Гинкас, выходит по присказке: “то так, то пятак, а то и денежка”. В спектакле актёры и режиссёр предлагают всмотреться внимательнее в Пушкина, увидеть за всеми этими масками и бюстами человеческую жизнь, пусть и жизнь гения. Не явились ли “Записки покойного Белкина” пророческими для самого автора?
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Елена Лапина