В начале нового сезона театр на Литейном сыграл спектакль “Любовь и смерть Зинаиды Райх”. Таинственная и роковая Зинаида Райх была музой Сергея Есенина, Всеволода Мейерхольда, а ещё известной актрисой революционной России. Литературной основой для спектакля стала пьеса Валерия Семёновского, известного тем, что он всегда наполняет свои произведения юмором. Его героиня полна противоречий, её поступками правят чувства. Само повествование пьесы строится из воспоминаний, документальных фактов, отрывков писем, но они не существуют отдельно, их проживают герои — Райх, Есенин, Мейерхольд.
Рассказывать про жизнь актрисы нужно ярко, в красках, в бешеном ритме, пьянея от любви и ревности, как Зинаида. Режиссёр спектакля Игорь Ларин решил показать жизнь творческого человека через театр. Здесь актёры репетируют жизнь Зинаиды Райх (Татьяна Тузова), меняя персонажей маски, пробуя разные точки зрения, изыскивая нужные интонации. Постепенно они вливаются в своих героев, и уже всё меньше и меньше отстраняются от них. Само действие происходит среди разномастного реквизита, будто нарочно оставленного на сцене: пустые рамы, зеркало, стулья, лавка, огромная хрустальная люстра, лестница и малярные леса. Всё это ловко используется актёрами, помогая в их эмоциональном рассказе.
Повествование начинается с девического, легкомысленного, а потом и страстного увлечения Зинаидой Райх Сергеем Есениным, который однажды зашёл в редакцию журнала. Сергей (Игорь Павлов) — настойчивый, щеголяющий в красной рубахе, читает стихи. В этой постановке он не производит впечатление беспробудного пропойцы и хулигана. Страсть он испытывает лишь иногда, и чаще всего в стихах или на свиданиях. Самый хулиганский у него поступок тут — сорванные в поле цветы для невесты Зинаиды. Но увы, счастье заканчивается, обручальные кольца летят в окно, но остаются дети. Младшего Сергей Есенин увидит только мельком на вокзале по пути в Кисловодск, куда ребёнка везёт Зинаида. Она верит, что там их сын сможет поправить своё здоровье. Здесь мы не видим хрупкую или ранимую женщину, наоборот, она сильная и смелая. И всё ещё любит его.
Дальше её ждёт судьбоносная встреча со Всеволодом Мейерхольдом (Михаил Лучко), который значительно старше её. Зарождается новая любовь. Режиссёр, реформатор горит огнём новых идей. Актёры его театра, как куклы-марионетки, двигаются в ритме строя, повторяя упражнения из придуманной им биомеханики. Всеволод, кажется, готов режиссировать и жизнь своей жены. Он видит в ней великую актрису. Мейерхольд в спектакле деятельный, иногда впадающий в творческие метания. Но здесь он не сломлен, даже когда его просят уйти из театра, он не впадает в полное отчаяние. В этот трагический момент появляется бывшая жена Всеволода, с которой он прожил 20 лет — Ольга Мунт (Вера Миловская). Она тихая, в вязаном платке до пят, кормит режиссёра кашей с ложки. Зинаида Райх пишет судьбоносное письмо Сталину. Вскорости её убивают жесточайшим образом. До сих пор тайна убийства не раскрыта.
В спектакле идёт постоянная смена эмоций от комического до трагического, круговерть жизни творческого человека. Антураж эпохи обозначен только намёками в костюмах, потому здесь главное — это человеческие чувства. Такое повествование способно увлечь зрителя и побудить узнать о главных героях больше.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра