10-дневный фестиваль «Современная музыка: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке» завершился 1 сентября в Нижнем Новгороде. Программа финального дня лидировала по количеству событий подряд, но перегруженности удалось избежать: два концерта и одна опера сложились в цельное многоголосное высказывание.
«Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь»
Фридрих Ницше
«…и Смерть, соединяясь с Любовью, становится поэтом»
«Император Атлантиды»
К 13:00 публика собралась в кинозале музея «Арсенал» на камерный концерт «Забытые женщины-композиторы ХХ века». Музыкальный критик и продюсер Юлия Бройдо специально прилетела в Нижний, чтобы провести в рамках фестиваля этот концерт и, тремя днями ранее, научную конференцию. Концерт был составлен из песен и романсов, написанных шестью женщинами композиторами из Голландии, России, Чехии и Франции в середине ХХ века. С первого же выведенного на экран стихотворения – «Lead, Kindly Light» Джона Ньюмена (стоит отметить очень удачное визуальное оформление события) – поразила абсолютная точность в подборе материала: самими ли композиторами, создательницами ли концерта, а скорее, всеми вместе. Мы стали свидетелями акта вдумчивого сотворчества на дистанции в 90-70 лет. Пели солистки Нижегородской оперы Татьяна Иващенко и Валерия Горбунова, за фортепьяно была сама Юлия Бройдо. 1 сентября – день начала Второй мировой войны, сказавшейся на судьбах каждой из представленных композиторов, но также и день трагедии в Беслане. Песни Илзе Вебер из Терезиенштадта, написанные ею за год до гибели в Освенциме, были исполнены в память о всех безвременно умолкших голосах. Этот концерт – далеко не единственный шаг в сторону гендерного баланса в программе фестиваля, но, как мне показалось, самый оправданный и органичный в своей замкнутости «по половому признаку». Его подзаголовком вполне могло стать название доклада Юлии на вышеупомянутой конференции – «Женский голос Второй мировой». В остальном, на фестивале было два монографических концерта, и оба – музыки женщин композиторов, Галины Уствольской и Софии Губайдуллиной. Сначала такой подход меня впечатлил, но затем обособление представилось не слишком удачным: возможно, интеграция их в сборные программы и соседство с произведениями современников, тех же Вайнберга и Тищенко, обогатило бы возможности восприятия и расширило число слушателей.
В 15:00 нас ждал мужской, крайне сатирический голос из концлагеря: опера «Император Атлантиды», после создания которой композитор Виктор Ульман и либреттист Франц Петер Кин были отправлены из Терезиенштадта в Аушвиц, где и погибли. (Если упоминание «образцового лагеря» в крепости Терезин читателю уже кажется слишком частым, то сразу стоит добавить, что в репертуаре театра есть также балет на музыку композиторов-узников: «Терезин-квартет». Это действительно один из лейтмотивов в художественной политике Нижегородского оперного театра, худрук которого Алексей Трифонов всегда подчеркивает значение этического аспекта в музыке ХХ века). «Император Атлантиды» – свежайшая премьера (10 мая 2024) Геликон-оперы и в Нижний приехала на гастроли. Здесь стоит сделать очередной комплимент фестивалю, привозящему новинки, включая уральские «Сказки Перро». Сюжет «Императора Атлантиды», решенного в жанре кабаре, довольно прост: Смерть отказывается потакать жестокости сидящего в бункере правителя, и просто перестает наступать. Чтобы восстановить порядок вещей, Императору нужно умереть самому. Сквозной темой подчеркивается роль смерти не как страдания, а как избавителя от мук, и вновь буквально каждую строчку на экране с субтитрами хотелось сохранить в цитаты (две из них вынесены в эпиграф статьи). Становится как будто не так важно, на свет в конце тоннеля или в жерла газовой камеры уходят герои в финале. Зритель остается с заветом не поминать всуе великое имя Смерти. Несмотря на характеристику этой оперы как мужского голоса, важно отметить, что за дирижерским пультом была Елена Сосульникова, музыкальный руководитель постановки.
В 17:00 в Пакгаузе начинался концерт-закрытие фестиваля под названием «Оппенгеймер и звезды Голливуда». В двух отделениях – две симфонии: «Семь звезд» французского композитора Шарля Кёклена и «Doctor Atomic» американца Джона Адамса. И если выбор второй тематически очевиден, то первая сохраняет флер загадочности. Тем более, как пояснил ведущий концерта Ярослав Тимофеев, Кёклен больше известен как теоретик и автор многотомных трудов по оркестровке. Его «Семь звезд» – это серия од киноактерам и их ролям, которая появилась в 1933 году и в сегодняшней оптике звучит с предчувствием ностальгии представителя старого мира по скоротечному золотому веку фабрики грез. Кстати, гендерный баланс муз соблюден: среди них трое мужчин (включая Чарли Чаплина) и четыре женщины. Симфония в хорошем смысле слишком сложна, чтобы быть кинематографичной, поэтому сценическое решение опустить сверху экран с нарезкой кадров из фильмов не показалось мне удачным. Зато во втором отделении знаменитый стеклянный задник концертного Пакгауза был открыт, город на фоне медленно погружался в вечерние сумерки, а на сцене ничего не отвлекало от музыкантов оркестра La Voce Strumentale и маэстро Фёдора Леднёва. Симфония «Doctor Atomic» написана Джоном Адамсом в 2007 году на основе его одноименной оперы, посвященной созданию атомной бомбы и бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Документация катастрофы переплетена с личностями и голосами ее соучастников. У гостей фестиваля была возможность не только услышать это редко исполняемое произведение на концерте, но и проследить за оттачиванием нюансов на открытой репетиции, что, безусловно, стоит отдельной благодарности организаторам. Как отдельного упоминания стоит и феноменально пластичная манера дирижирования Фёдора Леднёва, который буквально (без преувеличения) сам становится звуковой волной. И если на репетиции мы могли подслушать детальную проработку фрагментов и аналитическое движение к ясно обозначенной цели, то на концерте пластичности Леднёва можно внимать как самостоятельному средству выразительности (не умаляя бесспорной профессиональной высоты двукратного лауреата «Золотой маски»). Единственное, чего, пожалуй, не хватило концерту – это произведения на «бис», вероятно, подошло бы что-нибудь из Такэмицу (если не счесть такую прямую логику дурновкусием). Кажется, за всю фестивальную программу «бис» прозвучал лишь однажды – на концерте-открытии под управлением Дмитрия Синьковского. В целом же фестиваль получился умно-сочиненным, выверенным и в лучшем смысле бескомпромиссным: без опаски за непопулярные имена и незнакомые сочинения, за сложные темы и трактовки, с 15 полноценными программами за 10 дней, с решимостью привезти два хора для исполнения одного экспериментального сочинения («Коммунистический манифест» Шульхофа в концерте «Светлое будущее»). В следующем году вызов будет не менее серьезным – фестиваль посвятят 80-летию победы в Великой отечественной войне.
Остается сказать, что статус культурной столицы оказался в моем случае противоречащим столице закатов – не нашлось ни одного вечера, когда я готова была пропустить вечерний концерт ради природных красот. Можно разве что надеяться, что на одном из будущих фестивалей случатся концерты на открытых площадках. Хотя для поездки в Нижний совсем не обязательно ждать фестиваля: мое первое знакомство с Нижегородским оперным произошло в обычные выходные декабря, на которые выпала премьера балета Вайнберга и первое российское исполнение Opera Десятникова, что прекрасно характеризует интенсивность культурной жизни города. Уже в конце следующей недели – новая премьера: опера Моцарта «Так поступают все женщины?» со звездным составом постановщиков: драматург – Алексей Парин, художник-постановщик – Мария Трегубова, режиссер-постановщик – Елизавета Мороз, дирижер-постановщик – Дмитрий Синьковский.
Для тех, кто к поездке пока не готов, сохранены записи трансляций большинства концертов фестиваля, поскольку он проходил при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Текст: Елизавета Ординарцева
Фотографии предоставлены Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А.С. Пушкина