Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий 27 сентября выпустил премьеру по пьесе израильского драматурга Анат Гов «Боже мой». Я этот текст раньше нигде не встречала, поэтому начну именно с него: с одной стороны, он — самое интересное, что есть в спектакле, с другой, на мой взгляд, — своей парадоксальностью балансирует на гране интриги и штампов. Это идельный материал для антрепризы — пьеса для двух актеров, профессионально скроенная, с должной степенью интриги и с некоторым количеством неожиданных поворотов.
Завязка такая — Бог (Дмитрий Уросов) приходит на прием к психологу (Анна Котляр) в попытках понять причину своей депрессии и апатии. Идея неплохая и очевидно сделавшая этот материал популярным — тут есть и модные ныне рассуждения на тему психологии или квазипсихологии — не буду заступать на эту скользкую почву, и рассуждения на тему религии, вернее, про отношения с богом и верой, об этом более-менее почти все так или иначе думают. Это попытка проанализовать всем известные тексты про создание мира, про убийство Авелем Каина, про сумасшествие Иова и т. д. с точки зрения основ психологии — где ревность, где желание любви, где страх быть отвергнутым. Это одновременно и парадоксально, и в меру иронично.
Также возникает понятный в этом контексте разговор о том, кто отвечает за происходящий ужас во всем мире. В какой-то момент на белый костюм психолога, контрастный на фоне абсолютно черной сцены с как будто обугленными предметами интерьера (художник Анастасия Азарх), начинают транслировать разную документальную хронику — военную, холокоста и т. д. Кто отвечает за все катастрофы — Бог или человек? Чем отличается ветхозаветная жестокость от жестокости, которую устраивает сам человек?
Ирония текста усиливается театральностью формы — периодически актеры прерываются в разыгрывании пьесы и переходят к чтению ремарок и комментариев: про то, как можно играть Бога, а как — психолога в такой странной ситуации. Это вроде бы должно увеличить обьем, но только прибавляет не очень уместной театральщины — в камерном пространстве актерская игра выглядит чрезмерной и слишком уж утрированной.
Текст: Нина Цукерман
Фото: Марк Еленцов