«Пушкин глазами иностранцев»: ваша дама бита!

Уникальный проект «Пушкин глазами иностранцев» был представлен 19 сентября на сцене Эрмитажного театра. В исполнении симфонического оркестра «Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина» «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело за один вечер прозвучали фрагменты из четырех опер. Режиссер проекта Виктор Высоцкий на этот раз и сам оказался на сцене, зачитывая информацию о персонажах и поясняя зрителям детали сюжета. Арии из опер Петра Чайковского, Фроманталя Галеви, Руджеро Леонкавалло и Сергея Рахманинова исполнили хор и солисты Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина, а также солистка Мариинского театра Цветана Омельчук и приглашенный солист Мариинского театра Роман Арндт.

Проект «Пушкин глазами иностранцев», представленный Музыкальным театром им. Ф.И.Шаляпина совместно с Некоммерческим партнёрством «Искусство XXI век», посвящён опере французского композитора Фроманталя Галеви «Пиковая дама», основанной на повести Пушкина, и опере итальянского классика Руджеро Леонкавалло «Цыгане», созданной на основе переведённого текста одноимённой поэмы.

Первое отделение было посвящено интерпретациям «Пиковой дамы». Опера Галеви была написана на либретто Эжена Скриба, который, вероятно, основывался на устном пересказе автора вольного перевода повести Пушкина Проспера Мериме. Вероятно, в том числе с этим связаны многочисленные различия в текстах оперы и повести. Если три заветные карты у Пушкина это тройка, семерка, туз, то у Галеви тройка, семерка, пиковая дама. К тому же во французской версии, чтобы дьявольское колдовство сработало, игрок должен был обладать особым перстнем. Изменены имена действующих лиц, сами персонажи и сюжет: нет Германа, влюбленного в служанку графини, да и сама графиня совсем не старуха. Нет у Галеви, собственно, и дурного наваждения, которое три карты оказывают на игрока: есть лишь алчность, интриги и холодный расчет.

Особенностью концерта стало попарное объединение опер: в первом отделении сцены из «Пиковой дамы» Чайковского чередовались со сценами из «Пиковой дамы» Галеви. Режиссер, автор идеи и ведущий Виктор Высоцкий зачитывал между номерами комментарии, призванные пояснять зрителям ход сюжета и познакомить с персонажами. Вполне понятна задача, которую ставили перед собой создатели, однако подобная подача материала исключала эмоциональную вовлеченность, сопереживание персонажам и цельность восприятия опер, ставя во главу угла мастерство каждого артиста и просветительские цели проекта.

Яркое впечатление оставила относительно недавно присоединившаяся к труппе театра им. Ф.И. Шаляпина Анастасия Чудопалова, исполнившая «Легенду о даме Пик» из оперы Галеви, однако затмила всех солистка Мариинского театра Цветана Омельчук, появившаяся на сцене в середине первого отделения с арией Графини из той же оперы. Павел Шнипов запомнился не только филигранным исполнением романса Константина из оперы Галеви, но и ироничной подачей реплик своего персонажа, вызвавшей живую реакцию публики.

«Пиковая дама» Галеви никогда прежде не исполнялась в России. Известен отзыв композитора и критика Гектор Берлиоз написанный после премьеры оперы Галеви в 1850 году: «Эта пьеса, идея которой была подсказана очаровательной повестью Пушкина, столь изящно переведённой с русского г. Мериме, весьма занимательна. Но не следует думать, что это — инсценировка произведения русского поэта; напротив, она очень далека от прелестного рассказа, в котором сверхъестественные явления присутствуют свободно. Вымысел г. Скриба хорошо сочетается с музыкой, но развертывание сюжета явно оказывается менее удачным в отношении оригинала». Вал негативных рецензий, обрушившихся на оперу в отечественной прессе, основанных на рецензиях прессы западной, вероятно, и привел к тому, что оперу у нас не ставили до сих пор.

Во втором отделении прозвучали фрагменты оперы «Цыгане» Руджеро Леонкавалло и оперы «Алеко» Сергея Рахманинова, обе написанные по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы». В центре внимания зрителей оказались солисты театра им. Ф.И. Шаляпина Елизавета Михайлова и Дмитрий Мулярчик, а также приглашенный солист Мариинского театра Роман Арндт. Имена персонажей вновь претерпели изменения: главных героев итальянской оперы зовут Флеана и Раду, а не Земфира и Алеко. Изменился и финал: если Алеко из ревности закалывает Земфиру, то Раду поджигает палатку, где застает Флеану и ее молодого любовника.

Премьера оперы Леонкавалло состоялась 16 сентября 1912 года в Лондоне под управлением автора. К началу Первой мировой войны «Цыгане» были самой популярной оперой Леонкавалло после «Паяцев», но со временем ее популярность угасла. В 2012 году российская премьера оперы состоялась в Санкт-Петербурге в Большом зале филармонии имени Д. Д. Шостаковича. За дирижерским пультом также стоял Фабио Мастранджело.

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения