Небольшие могут многое

Небольшой драматический театр Льва Эренбурга отпраздновал 25-летие пятидневным мультижанровым фестивалем «Небольшие о большом», показав зрителям, в буквальном смысле, все грани своего таланта. Пожалуй, впервые с таким размахом.

Завсегдатаи знают, что НДТ никогда не ограничивался фирменным обострением предлагаемых обстоятельств (драматическими спектаклями) – здесь давно есть и музыкальные постановки, и спектакли-капустники, и сказки; ребята дружат с клубами, где проводят side концерты, пишут стихи, снимают кино и делают фотовыставки. Не чураются даже аниматорских навыков (оставшихся с неизбежных для каждого артиста корпоративов), с легкостью превращая их в интерактивы перед спектаклями (кто помнит – это про юбилеи «Мадрида» и «Оркестра»). Так что, строго говоря, им не пришлось особо ничего изобретать – фестивалем «Небольшие о большом» они просто продемонстрировали выжимку своих лучших умений, на собственном примере показав, что небольшие могут многое.

Начался фестиваль с открытого урока Льва Эренбурга, который, наверное, стал одним из самых запоминающихся событий этой недели. Собралось много театральной публики, студентов, но и нетеатральным людям увидеть «кухню» НДТ было крайне интересно. Лев Эренбург – не только самобытный режиссер и педагог, это человек живого ума, прекрасный рассказчик и в каком-то смысле психолог, потому что в его разборах студенческих этюдов звучало много про мотивы и намерения, про то, как персонажи проявляют свои чувства и что на самом деле хотят сказать. В показе участвовали студенты 2-го актерского курса РГИСИ.

В тот же вечер в клубе «Фонтанка, 69» состоялся вечер стихов и песен, где выступила потрясающая актриса и певица НДТ Ольга Альбанова со своим ансамблем. Пели любимые каверы и целый блок песен на стихи Сергея Уманова, который, в свою очередь, написал новую книгу стихов, а презентовал ее маститый критик Клест-Поперечный (в непревзойденном исполнении Татьяны Рябоконь, которую не вдруг-то было и узнать).

В следующие дни был показ легендарного спектакля «В Мадрид, в Мадрид!» на малой сцене театра им. Ленсовета (где НДТ провел первые годы жизни), щедро сдобренный интерактивом в духе трагифарса. У себя на КИМа, 6 театр показал такой же популярный, но гораздо более традиционный спектакль «Преступление и наказание», тоже с интерактивной частью, где зрителям пришлось общаться со старухой-процентщицей лично и искать ее закладики (а ими были цитаты Достоевского) по всему залу. Отдельным событием в тот же вечер шла экскурсия Ильи Тиунова по местам романа.

И совершенно особенным был кинодень 18 сентября. Он начался с открытия выставки в галерее Творческого союза художников, что во дворе кинотеатра «Аврора». А примечательно это место тем, что именно здесь весной 1999-го года выпускники Льва Эренбурга и будущие актеры НДТ играли первые показы нашумевшего «Мадрида». Выставку представила актриса Татьяна Колганова, а также актеры НДТ Евгений Карпов и Екатерина Кукуй, чьи фотоработы украсили выставку. Затем публика переместилась в кинотеатр «Аврора», где был представлен документальный фильм об НДТ «25 на чемоданах», снятый творческой группой во главе с Татьяной Колгановой. Это невероятно трогательное, искреннее и живое кино показывает театр таким, каким, возможно, не все его знают – веселым, дружным, преодолевающим трудности, мечтающим и стремящимся к своей цели. Чаще всего зритель видит актеров НДТ на сцене, в образах крайне эмоциональных, жестких, иногда – пугающих, страдающих, болезненных; здесь же на экране – галерея обаятельных живых лиц, умных, талантливых, разных, рассказывающих с огромной любовью о своем общем Деле. Это было очень проникновенно, хоть и не без творческого хулиганства, свойственного НДТ. Но в этом, как известно, их отличительная черта – не замыкаться в границах жанра, сочетать несочетаемое. А потому за углом от сентиментальности тут всегда ирония, рядом с комедией – трагедия, с мелодрамой – фарс и так далее. Киновечер, повторюсь, был, пожалуй, самым ярким событием фестиваля. Потому что даже те, кто не знал НДТ и попал на этот показ, удивительным образом попали в зависимость от этих дивных людей. (Слоган НДТ, как известно – «театр вызывает зависимость»).

Фестиваль завершился галаконцертом на Новой сцене Александринского театра, который отличался от других подобных концертов в первую очередь интонацией – непафосной, неформальной, очень искренней и человечной. Небольшой драматический театр впервые оказался на большой Новой сцене, чему неоднократно простодушно порадовался и признался, что этого не случилось бы без поддержки Комитета по культуре и фонда «Достоинство и наследие» (со-организатор фестиваля). В этот вечер со сцены звучало много благодарности и любви, было много неподдельных улыбок. И, наверное, впервые зритель уходил со спектакля НДТ не исстрадавшимся и просветленным, а просто просветленным и счастливым. Это было видно, и это было здорово.

Текст: Марина Денисова

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения