Играем в тихие игры

25 сентября в Приюте комедианта/Театре на Садовой после долгого перерыва играли «Дядю Ваню» Евгения Серзина. Чеховская пьеса о людях, которые не способны бороться за своё счастье, режиссером сокращена, и текстово, и в плане героев. Нет мамы и няни, эти персонажи Чеховым были, по-видимому, введены, чтобы бабушкам, служащим в театрах, было что играть. Отсутствует и Вафля, приживал, эпизодическое лицо, он тоже никак не влияет на происходящее. Сохранен любовный четырехугольник дядя Ваня (Илья Борисов), Серебряков (Валерий Дегтярь), Астров (Максим Блинов), Елена Андреевна (Дарья Мельникова), а на фоне бушующих чувств тяжело трудится бедная Соня (Вероника Жукова), почему режиссёры не дают этому персонажу надежду на другую жизнь? Обидно за неё. На том свете, может быть, её ждёт небо в алмазах, а в этом хочется кричать и плакать.

Никогда не любила «Дядю Ваню», герои раздражают своей бесхребетностью, всё-таки и в «Чайке», и в «Вишнёвом саде» люди не боятся круто переменить свою жизнь. В этой же пьесе все только пьют, плачут, невзаимно любят, никто ничего не делает. Однако в версии Серзина совсем по-другому раскрывается Елена Андреевна. Видно, что вполне нормально она себя ощущает, все в неё влюблены, симпатичный доктор бросает свои леса и больных, чтобы лишь подержать её за руку. В отличии от прочих персонажей у Елены словно может быть будущее. Умрёт муж, она сможет вернуться в Петербург и давать уроки музыки. Вспомнился Горький:

«- Озвереешь в такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…

— Ну, она не очень крепко привязана…».

Серебрякова чаще всего изображают старым хрычом одной ногой в могиле. У Валерия Дегтяря получился красивый импозантный герр профессор, теперь хоть стало понятно, за что его любили женщины. Илья Борисов — добрый увалень дядя Ваня, сломленный, очень любящий. Кульминационная сцена, когда он в отчаянии хватается за пистолет — единственный волевой поступок в его жизни.

Художник София Шнырева создала рисунок русской глубинки: деревенская изба, табличка с адресом «улица Мусоргского». В начале спектакля в доме появляется Астров, он слушает музыку в наушниках. Музыкальный ряд спектакля разнообразен: и «Беловецкая пуща», и «Колбаса-любовь» Шнурова. Максим Блинов играет моно «Записки юного врача», и в «Дядю Ваню» прорывается неожиданная отсылка к «Морфию».

В финале профессор и его молодая супруга появляются элегантные, в белых плащах, видно, что они чужие здесь, в деревне. Страсти улеглись, гости уехали, можно снова садиться обедать в первом часу и вовремя ложиться спать. Ключевой монолог Сони Вероника Жукова читает вначале спокойно, но дальше он напоминает крик о помощи. В такую погоду и от этой жизни хорошо повеситься. И все же спектакль не выглядит беспросветным, ведь это — лишь шутка, рассказанная автором, чтобы развлечь, встряхнуть нас. И даже, хочу заметить, никто не умер, разве что самооценка дяди Вани.

Текст: Алла Игнатенко

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения