Пермскому театру «У Моста» в этом году 35 лет. Главный режиссер и основатель, Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии «Золотая Маска» Сергей Федоров задумывал его как театр мистический, собирался ставить Гоголя, Булгакова, Шекспира и других авторов мистической литературы со всего мира. Поставил много. А 20 лет назад случайно увидел в Ирландии спектакль «Сиротливый запад» Мартина МакДонаха. Сергей Федотов посчитал автора гениальным драматургом и немедленно взялся поставить это произведение у себя. Две недели репетиций и в репертуаре театра «У Моста» и одновременно впервые в России появился спектакль «Сиротливый Запад».
Популяризируя творчество МакДонаха, Сергей Федотов поставил и другие его произведения, собрав в репертуаре семь спектаклей. Вместе с театральной труппой режиссер неоднократно посещал Ирландию для осмысления культуры и традиций, чтобы наиболее полно и достоверно передать их на сцене. К тому же пять раз режиссер организовывал фестиваль, где театры из сорока стран мира показывали свои вариации пьес ирландского драматурга. Когда лицензионные права прекратили действовать, Сергей Федотов нашёл текст другого ирландского автора — Джона Синга, который во многом перекликался с сюжетом МакДонаха. Теперь в репертуаре театра «У Моста» есть спектакль «Ирландский герой — гордость Запада». Его Сергей Федотов представил этой биографической справкой со сцены Театра на Литейном вечером 25 октября. Это один из трех гастрольных показов театра «У Моста» в Петербурге.
В аннотации к спектаклю зрителю предлагается самому решить, смотрит он комедию или трагедию. Если это комедия, то черная. Жители маленькой ирландской деревушки на побережье ведут простую крестьянскую жизнь. Свободное время проводят за кружкой портера или самогона. Хорошо, когда друг умер в соседней деревне, можно уйти туда на ночь надраться на поминках. Хорошо распевать песни и хвастать, как удалось уйти от налогов, повесив собственную собаку, но переспорить полицейских, что собака уже мертвая, хоть и скулит. Хорошо при доме держать кабачок, как Майкл Джеймс (Владимир Ильин) и его дочь Пегин Майк (Анастасия Перова).
Девицы, и Пегин Майк — самая завидная невеста из них, ищут себе хорошую партию. В мужья желанны самые дерзкие и дурные. Но если такой муж совсем распоясался, можно остудить его пыл тяпкой по темечку и стать уважаемой, как вдова Куин (Ирина Молянова). Читают по слогам, боятся темноты, молятся разом и Святому Иосифу, и Святой Бригитте, и Святому Патрику, чаще ругательств произносят только «Спаси вас Господь», одеваются непритязательно, по праздникам соревнуются в катании на ослах. В такую деревеньку попадает бродяга Кристофер (Алексей Улановский). И оказывается, что он не какой-то преступник, не чеканил фальшивые монеты, не жил с тремя женщинами разом, не грабил, не убивал посягнувших на его землю «как всякий порядочный человек на его месте», а совершил невероятно смелый поступок — убил собственного отца. Кристофер сразу становится местной достопримечательностью, самым завидным женихом, а его история трусливого маха лопатой и побега обрастает подробностями схватки лицом к лицу и разрубленного до пояса тела. На глазах у зрителя охочие до новостей и сплетен жители создают себе героя. Но разочаровываются в нем, стоит появиться отцу с дырой в черепе, но живому. Часть зрительного зала именно как комедию спектакль и восприняла, то и дело раздавался смех.
Если это трагедия, то самая настоящая. Жители небогатой ирландской деревушки на побережье ведут крестьянскую жизнь. Пьют всё до того, что лыка не вяжут и на ногах не стоят. Мрут в потасовках и по неосторожности, но и к смерти привычны — ничего не стоит повесить свою собаку, чтобы не платить за нее налоги. Поминки воспринимают как развлечение. Нелегально держат кабаки в домах, как Майкл Джеймс и его дочь Пегин Майк, прячут выпивку, если нагрянет полиция. Молодым женщинам, и Пегин Майк в их числе, нелегко выбрать себе мужа: этот пьян, этот ленив, этот трусоват, без разрешения Епископа даже не останется в одной комнате с невестой до рассвета, чтобы та не боялась бродяг. Если и найдешь, то финал незавидный. Будешь, как вдова Куин, которая стукнула невыносимого мужа старой киркой. Из развлечений, кроме выпивки, соревнования по катанию на ослах по праздникам.
Поэтому появление загадочного бродяги — целое событие. А когда оказывается, что Кристофер — не какой-то преступник, не чеканил фальшивые монеты, не жил с тремя женщинами разом, не грабил, не убивал посягнувших на его землю «как всякий порядочный человек на его месте», а совершил невероятно смелый поступок — убил собственного отца за то, что тот был к нему жесток, нетерпелив и оскорблял за любое дело. Жители, голодные до событий, с радостью делают из него героя, завидного жениха и желанного гостя. А его история трусливого маха лопатой и побега обрастает подробностями схватки лицом к лицу и разрубленного до пояса тела. Но возникший окровавленный бродяга, чью дырку в черепе с не меньшим любопытством стремится потрогать каждый, оказывается тем самым деспотичным, но живым отцом. Он единственный, кто поддерживает Кристофера, когда деревня, обманутая в своих иллюзия, отворачивается от вчерашнего героя Запада. Отец предлагает продолжить путь, чтобы с радостью рассказывать про здешних дураков, а Пегин, которая только что собиралась гнать его раскаленной кочергой до полицейского участка, рыдает, что навсегда потеряла несравненного удалого молодца.
Часть зрителей выбрала воспринимать спектакль трагедией. Мужчина, сидевший рядом дальше от меня, несколько раз предлагал своей спутнице уйти, говоря, что это хуже, чем Первый канал смотреть. Стоит сказать, что сами ирландцы в 1907 году на первом показе пьесы в Дублинском театре были куда более категоричны и пьесу освистали за клевету на народ и особенно на ирландскую женщину, которая никогда бы не стала ночевать под одной крышей с незнакомцем, восхищаться убийцей и осквернять уста такими непристойными словами. Так как ирландские актеры снимать пьесу из репертуара отказались, то следующие несколько показов мужчины в первом ряду приносили духовые инструменты и дули в них так, что актеры не могли произносить текст. Занимательно, что всего через два года после того, как дублинские газеты писали, что автор унижает свою родину, вектор сменился, и пьесу начали считать возвеличивающей Ирландию, а заслуги автора огромны. Этот факт, несколько напоминающий происходящее в спектакле и как бы намекающий, что Синг весьма хорошо описал ирландские особенности, сохранил для нас в критических статьях Корней Чуковский (Синг и его «Герой», 1923 год).
Вне зависимости от того, комедию или трагедию выберет смотреть зритель, она будет оформлена в декорации ирландского дома с барной стойкой, грубо сбитой деревянной мебелью и камином. Упакована в подходящие духу времени костюмы: пиджаки, кепки, многослойные юбки в пол. Спектакль сопровождает ирландская музыка, а начало и финал предваряет традиционный ирландский танец. Но самое главное — прекрасная игра актеров, позволившая увидеть полноценный трагичный или комичный сюжет и погрузиться в атмосферу старой Ирландии. Не будучи информированной, я бы приняла актеров за столичных коллег по цеху или часть труппы самого Театра на Литейном. К концу спектакля мне уже было не удивительно, что в зрительном зале был аншлаг, что не всегда случается с театром на гастролях в культурной столице.
Спектакля по этому тексту в репертуарах петербургских театров нет. Поэтому остается рассчитывать на следующие гастроли и записать себе театр «У Моста» как еще один повод для путешествия в Пермь. Но кое-что все-таки есть. Чтобы получить представление о режиссерском стиле Сергея Федотова, можно сходить на «Ревизор» в театр им.Ленсовета. Спектакль поставлен 20 лет назад и в репертуаре до сих пор, что несомненный признак мастерства. С гордостью у Запада в пьесе не сложилось, но то, что театр «У Моста» — гордость Перми, нет сомнений.
Текст: Катерина Егорова
Фото: Павел Герасимов