На прошлой неделе в Большом театре кукол состоялся театральный фестиваль-лаборатория «Стены» по «Божественной комедии» Данте (а именно — второй её части «Чистилище»). Каждый показ предваряла театрализованная читка, в которой участвовали студенты второго курса мастерской Руслана Кудашова. Их уже можно увидеть в репертуарном спектакле «Мы с тобой одной крови» режиссера Екатерины Ложкиной-Белевич. В фойе БТК мрачный полумрак, горят свечи, в резервуар насыпан песок, актёры ходят по нему босиком.
Зрителям показали семь спектаклей и семь взглядов на «Чистилище». 18 сентября я посмотрела эскиз «Так далеко, так близко» Марины Хомутовой и «ЧП» Дарьи Левингер. В «Так далеко» играют «дети», второй курс. На сцене — три человека и пишущие машинки. Мы видим, как героями овладевают смертные грехи: на свет появляются варёные яйца — это чревоугодие, ближний успешен в творчестве, а ты нет — зависть. В «ЧП» играют взрослые (Иван Солнцев, Виктория Слуцкая-Войнич и т.д.), и это уже практически детективная история. Данте, ужасный сосед и талантливейший поэт, бесследно исчезает. Приходят люди, чтобы его найти, а в результате, может быть, они найдут сами себя. Это уже не поиски, а готовый спектакль.
Долго пыталась вспомнить, где я видела Александра Игнатьева, участвовавшего в эскизе Олега Пинжова «Болото» 22 сентября. Оказалось, в «Пустом месте» театральной группы «Татр» уже позапрошлым летом. Он играет самого себя — актёра Александра, мечтающего сыграть Зилова, а Иван Солнцев — страж потустороннего мира, искушающий, устраивающий проверки, как Сфинкс. «Тщеславие — мой самый любимый из грехов», — сказал персонаж Аль Пачино в фильме «Адвокат дьявола». В этом смысле профессия актера, конечно, греховна с точки зрения церкви.
Благодаря материал Arzamas я узнала, что «Божественная комедия» Данте в чём-то автобиографична, он в ней даже мстил недругам, заставляя их гореть в аду в прямом смысле, а также воспевал свою несчастную любовь к прекрасной Беатриче. Она отвергла его и посмеялась над ним, вышла замуж за другого и умерла молодой. Он любил её всю жизнь и даже после смерти. Исследователи пишут, что линию любви Северуса Снегга к Лили Эванс-Поттер Джоан Роулинг написала на основе именно истории Данте и Беатриче. Искусство и жизнь вновь оказываются причудливо переплетены.
Текст: Алла Игнатенко
Фото: Сергей Рыбежский