ТЮЗ им Брянцева 6 сентября открыл 103 сезон и выпустил премьеру — “Маскарад”. Это первая постановка Сусанны Цирюк в роли главного режиссёра театра. Театр приурочил новую постановку к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова. Сидя в зале, я услышала реплики зрителей, ожидающих начала спектакля, что «Маскарад» Лермонтова морально устарел и непонятен для современников. Можно предположить, что это и есть главный вызов постановки, которую ТЮЗ таинственно назвал “петербургская фантасмагория”.
На сцене выстроены мрачные, зловещие декорации (художник Алексей Тарасов), среди них возвышается Александрийский столп, довлея над всем. На заднике нарисован узнаваемый контур исторического центра Петербурга. Создаётся ощущение, что всё будто заключено в огромный сувенирный “снежный шар”. Сама постановка решена в стиле стимпанка, в костюмах и декорациях присутствуют только чёрный, белый и бордовый цвета. Цвета колоды карт. Кажется, что этот спектакль вторит другой таинственной истории — «Пиковой даме».
История про ревность и убийство невинной девушки подаётся как музыкально-драматический спектакль. В музыкальных номерах звучат стихи Анны Ахматовой, Андрея Белого, Игоря Северянина. «Маскарад» Сусанны Цирюк выходит чёрно-белым и мистическим, а не бушующим яркими красками карнавала. Жанр спектакля не предполагает тонкой психологической игры, здесь актёры играют гротескно и крупно. В “Маскараде” Сусанны Цирюк на первый план выходят темы рока, судьбы, гибель невинной души, ревность, туманящая разум, малодушие “света”.
Главный герой — Евгений Арбенин (Дмитрий Ткаченко) больше похож на пирата, чем на уставшего от света дворянина. Он тираничен в своей любви и ревности к молодой жене Нине (Анна Потакова). Нина не кажется совсем наивной девушкой, она юная, красивая и игривая. Но роковой красоткой и злодейкой поневоле здесь выводится баронесса Штраль (Екатерина Бездель). Она — коварная соблазнительница на маскараде. Красотка не хочет быть узнанной и отдаёт чужой браслет юному поклоннику князю Звездичу (Семен Толов). Молодой князь — страстный молодой повеса, без принципов и правил. Он настойчив и этим губит Нину, навлекая на неё ревность мужа. Вместо дуэли происходит карточная партия, соблазнитель опозорен. А «изменницу» муж травит ядом здесь же на маскараде. По закону жанра тайна потерянного браслета раскрывается, а убийца невинной души сходит с ума.
«Маскарад» в ТЮЗе получился ярким, эмоциональным, с узнаваемыми ходами из мюзиклов, выпуклыми образами. Но при этом авторам удалось найти живые и задевающие сердце каждого зрителя темы, не дающие устареть произведению Михаила Лермонтова и сейчас.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра