29 сентября на Малой сцене Театра Ленсовета состоялась премьера Андрея Сидельникова «Счастье моё». Пьеса Александра Червинского рассказывает о школьной пионервожатой Виктории, мечтающей о ребенке и студенте-международнике Семёне, который много обещает. Это 1947 год, на дворе школы проходят пионерские линейки, а маленький город N восстанавливается от войны.
Викторию играет Татьяна Трудова, Сеню — Иван Санников, он примкнул к труппе театра только в этом сезоне. Художник Дмитрий Разумов создал для них райский сад с пальмой, таинственный свет (художник по свету Максим Ахрамеев) струится из чудо-глобуса, изобретения Оскара Борисовича. Евгений Филатов в этой роли — добрый дух, домовой, охраняющий школу. Он даже «выпивает» молоко, которое, чтобы его задобрить, оставляет в блюдечке Вика. Оскар Борисович не говорит ни слова, просто совершает маленькие чудеса и видит людей в их лучшей ипостаси.
Версия Сидельникова — четвёртое «Счастье моё» в Санкт-Петербурге. Я смотрела в Мастерской, в том спектакле нет Лидии Ивановны, звучит только её то осуждающий, то заботливый голос. В Ленсовета директрису играет Инесса Перелыгина-Владимирова, она как добрая фея-крестная опекает сиротку — девочку, у которой нет никого в целом мире. Пьеса Червинского — отражение эпохи. Вика рассказывает Сене, что её отец погиб на войне. Лидия Ивановна раскрывает нам секрет: Викин отец, известный командир, до войны не дожил. Вместе с ним в воронке репрессий исчезли и квартира, и дача, и машина, и счастливая беззаботная жизнь. Теперь Вика сама должна создать сказку для себя и будущего ребёнка. Она ни на кого рассчитывать не может.
Актёрский квартет спектакля оказался поющим: вчетвером актёры поют «Взвейтесь кострами, синие ночи», а Инесса Перелыгина-Владимирова — довоенный хит «Счастье моё», автор музыки — Ефим Розенфельд, автор слов — Георгий Намлегин.
«Счастье мое, посмотри, наша юность цветет, Сколько любви и веселья вокруг. Радость моя, это молодость песни поет, Мы с тобой неразлучны вдвоем, Мой цветок, мой друг». Кроме того, музыку для спектакля написал Сергей Азеев.
Вика, должно быть, слушала эту песню и представляла свою дочку, самую красивую и самую счастливую девочку. В постановке Андрея Горбатого-младшего девочка в пионерском галстуке в финале действительно появляется, у Андрея Сидельникова — нет, но мы знаем, что, если Виктория-победа что-то задумала, она этого добьётся. Девочка будет с ней, в этой же школе, которая Викиными силами превратится в рай, а Сеня сегодня здесь, а завтра уже танцует с королевой в Букингемском дворце. Если бы можно было сбежать ещё дальше, за край света, он бы точно это сделал. Когда Сеня говорит, что уезжает, Вика спрашивает: «А как же я?», и она уже знает ответ.
Это нежный, трогательный и болезненный спектакль о человеческой жестокости, подлости, но в то же время — милосердии, доброте и любви. Сеня думает, что влюблен, и легко в этом признается. Вика любит и поэтому отпускает его. Она знает, что, став старым, он придёт в эту школу, и поймёт, что в его жизни было действительно важным. И, как мы видим в начале спектакля, снова оказывается права.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра