«Цветозвуки» Василия Кандинского

Открытие выставки «Цветозвуки», посвященной творчеству Василия Кандинского, состоялось 22 августа в Bashmakov Gallery на территории квартала «Ленполиграфмаш». Василий Кандинский (1866 –1944) – русский художник и теоретика изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Галерея искала работы по всему миру и собирала коллекцию более 10 лет. В 30-е годы ХХ века работы Кандинского в числе других авангардистов попали под нацистскую программу борьбы с дегенеративным искусством, в результате чего многие его произведения были уничтожены.

Владелец галереи и куратор экспозиции Павел Башмаков выступил с приветственным словом: «Я считаю, это одна из самых красивых выставок, которые вообще мы делали! А мы сделали более 100 выставок в государственных музеях. Это были выставки и в малых музеях, и в Государственном Эрмитаже, но мне кажется, что это просто очень красивая выставка! Андрей Шелютто — это мировая величина в сфере дизайна, и Ирина Чекмарёва, его верный помощник, без них бы точно ничего не получилось бы! Последние штрихи были нанесены сегодня в 3 часа ночи. Что же мы здесь представляем? Василий Кандинский для меня лично в большей степени не художник, я сейчас страшные вещи скажу, а ученый. Человек, который предвосхитил будущее. Который, возможно, чуть раньше родился чем должен был. Он внес колоссальные изменения в изобразительное искусство и в искусство в целом. Человек, который был наделен удивительной способностью слышать цвет и видеть музыку! Он впервые об этом узнал в 1896 году, когда на премьере оперы «Лоэнгрин» Вагнера, он вдруг, закрыв глаза, понял, что воспринимает музыку как цветовые пятна. И после этого, когда он посетил выставку импрессионистов, прежде всего увидел Моне, он услышал музыку в их произведениях. Отсюда родилось название нашей выставки — «Цветозвуки». Эта необычайная способность — синестезия. Это когда у человека в головном мозге два центра, отвечающие за восприятие звука и зрительное восприятие, связаны. Это позволило ему создавать те самые симфонии, импровизации, композиции, этюды, как он их называл, и наносить их на холст, на лист бумаги, на доску, чтобы сделать с нее отпечаток. И этот художник, этот преобразователь мирового искусства, пережил три главных этапа в своей жизни. Первый этап, который здесь расположен — «период всадника» или «рождение абстракции». Вы видите, что — это тот Кандинский, которого многие не видели до этого. Можно прийти в Эрмитаж и увидеть его классические произведения раннего периода, они совсем другие, а здесь девушки в кокошниках, березки, рыцари, витязи, всадники. Это всё для классического Кандинского не свойственно.

Мы постарались этот период наиболее полно показать, этих работ у нас больше всего. Я ими, на самом деле, чуть ли не больше всех горжусь! Особенно эти ксилографии 1909 года — это первые работы Кандинского, которые у меня в коллекции появились. Они по-особому мною любимы! И они по-особенному открывают, что у художника было на сердце в то время! В то время он в Германии находится достаточно давно, учится живописи, учится гравировальному делу, графике. И все равно возвращается к тем воспоминаниям, которые у него остались живы после этнографических путешествий по северным уездам. Человек, который большую часть жизни прожил за рубежом, никогда не забывал, где он родился, где получил образование и кем он на самом деле является по национальности. Но время шло и «период круга» — это второй, наверное, самый яркий период творчества Василия Кандинского наступает примерно в 1920-1921 годах, когда он переезжает в Германию, получает место в школе Баухаус. И преобразования, которые с ним там произошли, колоссальные! Появляется четкий цвет, появляются геометрические формы, полностью пропадает предметность и сюжетность. Царит круг, царит треугольник, царит квадрат! Этот Кандинский безумно колористичен. Он очень интересен. Я его могу рассматривать до бесконечности!

И третий период в творчестве — 33 год настает, вы понимаете, что происходит в Германии, дальше находиться Кандинский там не может. Тем более, что его искусство признано дегенеративным. Он переезжает в Париж, в пригород Нёйи-сюр-Сен. Парижский период ознаменует новые метаморфозы в его творчестве: он уходит от четких геометрических форм, он перестает использовать только профилированные цвета, он как-то переходит к полуоттенкам, и эти биоморфные структуры, которые начинают плавно парить на листе бумаги, на холсте, вот этим, мне кажется, он зациклил свою жизнь. Он начинал с более-менее предметного, он и закончил этим!«

Грандиозная выставка «Василий Кандинский и Россия», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, прошла в Корпусе Бенуа Русского музея осенью 2016 года и оставила долгоиграющее послевкусие. Та выставка-блокбастер позволила окинуть взглядом всю необъятную вселенную творчества художника. Разобраться в его истоках. «Цветозвуки» в галерее Башмакова благодаря свой камерности позволяют затаить дыхание и присмотреться к деталям, будучи при этом достаточно репрезентативными. Дизайн, который соответствует духу художника, но не отвлекает от работ, а также внятные, емкие и информативные сопроводительные тексты этому способствуют. Имеет ли смысл идти на выставку в галерее, если вы видели большую выставку Кандинского в Русском музее в 2016? Да. Не важно, неофит вы или опытный специалист — идите. Вы несомненно откроете для себя что-то новое.

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения