Татьяна Дмитриевская: А зачем снимать фильмы, в которых у всех все хорошо?

С 23 по 27 августа в Петербурге проходил пятый Международный кинофестиваль России и стран ближнего зарубежья Lendoc Film Festival (LEFF). В программу вошло более 40 фильмов. В категории игрового кино приз за лучшую режиссуру получил фильм «Невада» режиссеры: Анна Тюрина (дебют в игровом кино) и Матиас Муса.

Фильм снят в жанре социальной драмы. В центре сюжета — продавщица поселкового ларька Шура (дебют в качестве киноактрисы — Татьяна Дмитриевская). Шура живет под гнетом властной свекрови (Ольга Лапшина) и мечется между надеждой на выздоровление мужа-шизофреника и попытками по-новому устроить жизнь.

После показа корреспондент «Около» Катерина Егорова поговорила с актрисой Татьяной Дмитриевской о процессе съемок, дебюте и о том, почему такие фильмы нужны.

Около: Ты — театральная актриса, каково это — впервые видеть себя на большом экране?

Татьяна: Волнительно. Я думала, что буду оценивать себя, искать неточности, испытывать испанский стыд. А когда начался фильм, я увидела на экране не себя, а Шуру и просто следовала за ней. Когда Шура плакала, я плакала вместе с ней и в то же время думала о том, как это иронично сейчас сочувствовать плачущей себе. Я смотрела на Ольгу Лапшину и в сотый раз влюблялась в нее и сочувствовала ее героине (хотя зрители обычно говорят, что искренне ее ненавидели). Это была настоящая магия.

Около: Как ты попала в фильм?

Татьяна: Это был 2018 год. Увидела объявление в социальной сети: ищем актрису 25-30 лет, полноватую блондинку славянской внешности. Помню, в моей голове четко прозвучало: «Если это не я, то кто?». До этого на кастингах меня не утверждали, и я решила, что этот станет последним. В то время я уволилась из театра, считая, что с актерской карьерой пора завязывать.

Около: Как ты относишься к своей героине?

Татьяна: Честно говоря, мне пришлось пройти через все стадии принятия Шуры. Когда я прочла сценарий, то хотела отказаться, боялась, что получится беспросветная чернуха. Стыдно вспоминать, но Анне (режиссеру) пришлось меня уговаривать. Почему? Почему она такая дура? Почему она позволяет поступать так с собой? Где вообще ее амбиции? Все эти вопросы я продолжала задавать и во время съемок. Анна смогла объяснить, что Шура просто женщина, такая как мы все, неидеальная. Делала ли я глупости? Конечно, да. Позволяла другим относиться к себе плохо? Безусловно. Я так злилась на нее, потому что мне хотелось ее защитить. Но с чем я так и не смогла смириться, так это с ее выбором гардероба. На первое свидание я бы оделась иначе (смеется). На фестивале зрители, выходя из зала, говорили, что не узнают меня. Я в жизни очень эмоциональная и улыбчивая, совсем не как Шура.

Около: Ты ведешь занятия по голосу. В фильме твой голос не похож на реальный, но подходит для Шуры — сдавленный, тихий. Делала ли ты что-то, чтобы говорить так в кадре специально? Чем помогли (или нет) твои преподавательские навыки работы с голосом?

Татьяна: Скорее наоборот. Я ничего не делала специально. Это на занятиях и на сцене я делаю специально громко, четко, эмоционально, так, чтобы захватывать внимание. В жизни я говорю по-разному. Когда бываю усталой, говорю себе под нос, и муж постоянно меня переспрашивает. Многие считают, что надо говорить «поставленным голосом» всегда, а мне это кажется жуткой профдеформацией. Однажды за кулисами одного известного театра я подслушала, как актер дикторским голосом с полной подачей говорит коллеге что-то наподобие: «Я сегодня водил кота к ветеринару, ему сделали две клизмы». Меня тогда это очень насмешило. А насчет Шуриного голоса: он виделся мне голосом человека, который очень хочет плакать и не может себе это позволить, и от этого горло сжимается в спазме. Я через это прошла и отлично понимаю, как это ощущается.

Около: Нет ни одного кадра, где я бы не верила твоей героине. Но особенно реалистично было в моменты, где она садилась есть. Шура ест, как простая женщина. Это узнает любой человек, родившийся в 80-х в маленьком городе. Это не сыграть, мне кажется, это что-то на уровне памяти тела. Или сыграть?

Татьяна: Наверное, можно сыграть, но я не могу сказать, что «играла». Стоит вставить ремарку, что по профессии я актриса театра кукол. Вот тут я в себе на 100% уверена, а к съемкам в фильме я вообще не была готова. Конечно, у нас были занятия по «живому плану», но и они прошли по касательной и больше относились к существованию на сцене. А кино — совершенно другой способ существования. Когда я посмотрела материал пристрелочных дублей, мне сразу показалось, что меня, как Татьяны, слишком много, и в этом есть неправда. Пришлось стать «меньше». Ничего вообще не играть. Пришлось позволить себе не держать лицо, быть неуклюжей, депрессивной, простой, по-настоящему плакать от обиды и усталости, расслабить живот в этой дурацкой обтягивающей футболке, таскать ящики с пивом и есть, как в последний раз. Мне кажется, я ничего не играла, просто была Шурой.

Около: Что особенно запомнилось со съемок?

Не знаю, на всех ли съемках происходит эта «магия кино», но у нас ее было в избытке. Я сейчас раскрою тайну. Никакого горящего дома в изначальном сценарии не было. Мы возвращались со смены и увидели пожар. Вероятно, есть в этом некоторый цинизм, но было глупо не воспользоваться моментом (в том пожаре ни один житель не пострадал). Я посмотрела на летающие в воздухе черные хлопья сажи и сказала Ане: «У нас же в конце должен пойти снег. Смотри, какая прекрасная рифма». Потом мы вернулись в сгоревший дом. Я увидела на полу обгоревшую книгу, и на первом же открытом развороте был заголовок: «Снег идет…». Так и сняли. Еще в фильме есть рифма сумасшедшего мужа с Ван Гогом. И нас везде, совершенно везде, преследовали подсолнухи. Нам часто везло. Удача была на нашей стороне. Так что надеюсь, что нас благословили).

Около: Что в съемках было сложнее прочего?

Татьяна: Когда съемки начались, я с ужасом представляла, как придется раздеться на камеру и, хуже того, сняться в сцене на канатной дороге. В действительности же это сущая ерунда в сравнении с тем, чтобы есть суп 20 дублей подряд. Или столько же дублей курить сигарету. А это почти пачка! В жизни я почти не курю и к последнему дублю думала, что мне конец. То, что доставляло мне чудовищное неудобство тогда, сейчас делает фильм настоящим и живым. В «Неваде» почти все было настоящим: настоящая деревня, ее жители, интерьеры, еда из сельской столовой, сигареты, алкоголь и та самая стопка водки на первой смене в 8 утра. Настоящий мальчик из деревни, который вместо рыбалки приходил сам к нам на съемки, чтобы играть моего сына. Настоящая маршрутка, которая могла уехать без нас, и все пришлось бы переснимать на следующий день. Настоящее кладбище, настоящая больница и настоящий сельский морг с трупом в холодильнике.

Около: Фильм уже представили на ММКФ, LEFF, а еще показали в Нижнем Новгороде, Армении и Италии. Какой фестиваль чем запомнился?

Татьяна: Лично я была только на ММКФ. Это было огромное событие. Невероятно видеть фильм с собой в главной роли на экране «Художественного», и слово «НЕВАДА» на электрическом табло в самом центре Москвы. Интервью, пресс-конференция, благодарные зрители после показа, фотосессия. Кстати, курьез заключался в том, что на первый пресс-показ меня не пустила охрана. Не помогли бровки домиком и неловкое «но я ведь в главной роли». И я, красиво одетая и ярко накрашенная, сидела и пила кофе рядом, ожидая окончания сеанса. Меня такие вещи радуют даже в процессе. Их потом очень смешно вспоминать. А из Армении у меня есть вот такая строчка для несуществующего резюме. «Мою работу похвалил внук Галы. Да-да, той самой, которая жена Сальвадора Дали». Не каждый может таким похвастаться). Но если честно, что касается фестивалей, от публичности я быстро устаю. Лучше бы еще 20 дублей подряд поела суп.

Около: Есть ли момент, в котором ты почувствовала себя звездой? Когда он случился?

Татьяна: После ММКФ ко мне в баре подошла незнакомая девушка, сказала, что видела мою работу на фестивале и обняла. Это было удивительно и приятно, ведь я совершенно не чувствую себя звездой. Я обычный человек, который не привык к такому вниманию. Честно говоря, я никогда не хотела быть знаменитой, хотя с раннего детства хотела быть актрисой.

Около: У фильма два режиссера — Анна Тюрина из России и Матиас Муса из Аргентины. Есть ли разница в работе с ними? Как аргентинский режиссер повлиял на фильм?

Татьяна: Вся моя коммуникация была в основном через Анну, потому что она говорила по-русски. Почти вся съемочная группа общалась между собой на испанском. Это был интересный опыт. Типичный дубль выглядел примерно так: 2 минуты я снимаюсь, потом 20 минут жду, пока команда что-то обсудит на испанском, потом снова работаем. Кажется, к концу съемок я даже начала понимать, о чем они говорят. Помню один момент: на съемках в морге (как я упоминала, в настоящем морге со всеми вытекающими. Такой мрачный каламбур, простите) актер отказался ложиться на стол патологоанатома. Уж очень было жутко. Начали искать того, кто осмелится. И когда все в ужасе отступили назад, на стол мужественно лег Матиас (режиссер). Так что ноги в русском морге с горячим аргентинским загаром. Такое вот камео). Несмотря на языковой барьер и мое (и не только мое) посредственное знание английского, по вечерам мы с ребятами общались обо всем на свете и отлично понимали друг друга. Много смеялись и стали друзьями. Создавать вместе, невзирая на различия и барьеры — это лучшее, что мы можем делать. Хотелось бы, чтобы эта истина стала очевиднее для многих в наше сложное время.

Около: Фильм показывает провинцию и очень простую жизнь. В фильме для меня ни одного светлого, обнадеживающего кадра. Скажи, почему такие фильмы нужны?

А зачем снимать фильмы, в которых у всех все хорошо? Даже в самых светлых произведениях герой сталкивается с испытаниями. Кажется, что жизнь Шуры беспросветна, но это лишь сложный период ее жизни. Кто сказал, что она не была когда-то счастлива со своим мужем? Почему не предположить, что она будет счастлива снова с кем-то другим? Кто сказал, что нельзя быть счастливой, работая в сельском ларьке? Вы вообще видели эти пейзажи, в каком потрясающе красивом месте она живет. Почему душный город должен быть ей милее? Кто сказал, что нельзя помириться со сложной и суровой свекровью? Для меня светлый момент — это когда Шура и Нина Васильевна обнимаются и плачут вместе. Если уж летом пошел снег, значит, возможно прощение и возможен мир и возможно простое счастье.

Около: Каким ты видишь будущее своей героини?

Татьяна: Разве важно, каким именно? Самая темная ночь перед рассветом. У нее точно все будет хорошо, я в это верю.

Беседовала Катерина Егорова

Фото взяты с сайта Кинопоиск

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения