СОЗДАТЬ СВОЮ ГАРМОНИЮ

СОЗДАТЬ СВОЮ ГАРМОНИЮ…16 августа – юбилей одной из значимых актрис Санкт-Петербурга – заслуженной артистки России Натальи Орловой.

Наталья Михайловна Орлова родилась в актерской семье, поступила в театральный институт, а в 1967 году вышла на сцену Театра им. В. Ф. Комиссаржевской под руководством главного режиссера Рубена Агамирзяна. Здесь начинали выпускники курса Товстоногова: Юлий Дворкин, Валдис Ленцевичюс, Кама Гинкас, главным художником был Эдуард Кочергин. Бурлящая художественная атмосфера как в воронку втягивала творческих людей. Она пришла в театр молодёнькой девочкой – необычайно красивая, яркая. Она была уже замужем за знаменитым футбольным комментатором Геннадием Орловым (а тогда он был футболистом «Динамо», «Зенита»). Наташа «показывалась»: тогда были художественные советы, которые отсматривали молодых актеров и совместно решали, брать его или нет. Первой ее большой ролью в театре стала героиня Пэгги в спектакле «Влюблённый лев» Шейлы Делани в постановке Юлия Дворкина.

Н.Орлова: «Мы уехали в Ленинград, бросив в Харькове всё. Уехали в никуда – без денег, без поддержки. В Ленинграде муж поступил сначала в команду «Динамо», потом перешел в «Зенит». К счастью, нам дали комнату в общежитии. Единственной ниточкой связи с городом был Генин брат — кинорежисёр Александр Орлов, жена которого, Алла Будницкая, была в родстве с легендарным сегодня театральным художником Эдуардом Кочергиным, а тот, в свою очередь, был главным художником нашего театра. Однажды Эдик Кочергин присылает мне телеграмму «Приходи в театр, ищут актрису на роль». Режиссер Юлий Дворкин искал героиню для своего спектакля «Влюбленный лев». Когда я появилась, первым ко мне подошел Иван Краско и предложил свою помощь. Мы с ним показали отрывок, и меня взяли. А у моего мужа здесь ничего не складывалось, и он решил вернуться в Харьков, чтобы заработать нам на квартиру. Устроил меня в общежитие текстильного института, где я была шестая в комнате и спала на раскладушке, будучи уже артисткой театра Комиссаржевской.

В легендарном спектакле «…Забыть Герострата» по первой самостоятельной пьесе молодого Григория Горина Наталья Орлова переиграла Акуличеву, исполнив очень талантливо роль Клементины. Это была выдающаяся работа молодой актрисы. Тогда пьеса «…Забыть Герострата» широко пошла по стране, а завлит Комиссаржевки Виктор Новиков был ее первооткрывателем, впрочем, как и молодого автора Григория Горина. С этого момента начался взлет актрисы Натальи Орловой. Она всегда была красива, умна, иронична, но у нее никогда не было стремления чего-то завоёвывать. В ней всегда присутствует некая самодостаточность. Она честна и свободолюбива: никогда не конфликтует с режиссёром или руководством, но всегда занимает определённую позицию. У неё свой внутренний стержень, она дружила и дружит с тем, с кем хочет, а не потому, что надо.

Н.Орлова: «Мне жутко повезло: я застала Сергея Александровича и Николая Александровича Боярских – феерические люди с тонким юмором, были уникальные С.Л. Поначевный, В.И. Чемберг, которые все-таки били меня по носу. Чемберг была властной, но могла и защитить. И не было такого, что вот ты – «малявка», а я народный, и не подходи…Долгое время мы тесно общались с Галиной Петровной Короткевич, вместе ездили на гастроли в Афганистан, в Германию, еще были партнеры великолепные – Станислав Ландграф, Владимир Особик, Сергей Юрский, Андрей Толубеев, Ростислав Плятт – с которыми посчастливилось не только на сцене, но и в телевизионных фильмах играть. Это был багаж, счастье, это было школой».

В жизненном багаже Натальи Михайловны есть множество очень теплых и сегодня уже легендарных историй. Одна из них – про юношу Иосифа Бродского, который был страстным болельщиком и поклонником ее мужа-футболиста Геннадия Орлова. Про то, как Иосиф и его семья приютили бездомную молодую пару в знаменитых полутора комнатах: «Когда мы приехали в Ленинград, какое-то время не могли найти постоянного жилья. В этот момент состоялось знакомство с Толей Найманом, секретарём Анны Андреевны Ахматовой (прим. — скончался 21 января 2022 г.). В этот период в нашей жизни появился Иосиф Бродский, который предложил нам жильё, пока всё не устроится. Три дня мы жили в тех самых полуторах комнатах, входили в его полкомнаты через шкаф, который был обклеен яичными гнездами. Его родители были дома, и, когда мы с ними завтракали, я услышала шорох за дверью. Выхожу — и тут же соседка как отбрыкнет от двери! Меня это тогда настолько поразило, что я запомнила на всю жизнь. Помню, как мы шли с Иосифом по Литейному, и он выглядел таким франтом в куртке из искусственной замши, которую ему прислали из Америки, и о ботинок зажигал спичку, чтобы прикурить сигарету. Мы были из одной компании, я не считала Бродского каким-то небожителем, но стихи его записывала в тетрадку. Молодые, несмышленые, мы собирались театральными компаниями, в какие-то игры играли, обсуждали, кто что прочитал, тогда было неприлично не читать, любили джаз. Но и сейчас по поводу возраста переживать, по-моему, не стоит, надо воспринимать его как данность. И продолжать увлекаться, вдохновляться жизнью, любить…».

Каждая из созданных ролей не оставалась без внимания театральной общественности. Ее молодые и столь разные героини — яркие ослепительно красивые девушки с характером — уже несли в себе зачатки того гротеска и сценического юмора, которые стали доминантными в работах последних лет. Величавая и гомерически смешная м-ль Куку в спектакле «Безымянная звезда», взбалмошная и неотразимая кокетка в мелодраме «С тобой и без тебя», экстравагантная дама Долли де Фриз в спектакле «Театр»… В концерте-спектакле «Я вернулся в мой город…» она читает стихотворение украинского поэта Шевченко – и зрители погружаются в полноводную реку ее особого тембра, интонации, закругленной мелодики украинского языка, ощущая глубинный смысл каким-то внутренним чувствованием.

Одна из недавних бенефисных ролей – Клод в спектакле «Беглянки» по пьесе Кристофа Дютюрона. Две женщины случайно встречаются ночью на обочине дороги. Одна убежала от мужа и взрослой дочери, которым нужна была только в роли домохозяйки, вторая — из дома престарелых, куда ее поместил сын. Так начинается спектакль «Беглянки» Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Лирическую комедию поставил режиссер Леонид Алимов, а беглянками стали две заслуженные артистки России — Наталья ОРЛОВА и Татьяна КУЗНЕЦОВА. Их героини проживают авантюрную, забавную историю, круто изменившую судьбу каждой, и делают это легко, остроумно и трогательно.

Наталья Орлова: «Однажды прихожу в гримерку — лежит у меня пьеса. «Что это?» — спрашиваю. «А ты почитай», — говорит Тамара Михайловна Абросимова, народная наша артистка, с которой мы уже пожизненно и в гримерке, и вообще. Я начинаю читать — и не могу оторваться. И что-то во мне такое всколыхнулось. Ну, думаю, надо, может, это и сыграть? Дала почитать пьесу Тане Кузнецовой, моей давней партнерше, талантливому человеку, потому что увидела именно ее в одной из двух ролей».

Сыграно более семи десятков ролей, и в каждой ощущалась та едва уловимая нота, придававшая пикантность и шарм каждой героине Орловой. В галерее созданных образов актрисы – рядовые современницы и светские львицы, царицы и повелительницы мужских сердец. С годами менялись режиссеры, менялось актерское амплуа – от ослепительных лирико-драматических героинь до острохарактерных персонажей комедий… Не менялось главное — трепетное отношение актрисы к делу, которому она служит, любовь и преданность Театру. Она запомнилась зрителям и в фильмах: «Формула памяти», «Кориолан», «Опасный человек», «Духов день», «Любовь императора», «Не ссорьтесь, девочки!», «Брежнев», «Пушкин: последняя дуэль», «Защита свидетелей», «Операция «Кукловод» — вот неполный перечень ее киноработ. В жизни она мудра, в профессии – категорична и требовательна. Она не терпит дилетантизма, но любит умных и талантливых современных режиссеров.

Н.Орлова: «Я очень люблю слушать режиссёра, если он мне интересен. У меня был Рубен Сергеевич Агамирзян, который понимал, что надо и говорил «нет, ты сидишь на краешке стула, ты не можешь сесть по-другому» — и это уже образ. Мне хорошо работалось с Михаилом Козаковым, с которым мы выпускали спектакль «Чествование». Мне очень нравился Рома Мархолиа, который делал «Фортуну» в нашем театре. У нас была чудная команда тогда, музыкальная. В Романе был замечательный вкус, какое-то доверие. В своё время мне говорили, что мой режиссёр – это Роман Виктюк, и я очень любила его раннее творчество. А есть режиссёры, которые сидят, творят и сами зевают тут же. Актёр — сам творец своих ролей, но для этого нужна прекрасная драматургия и режиссура.У нас в театре был режиссер Валерий Суслов, с которым мы делали много душевных теплых спектаклей. Он тонко чувствовал женскую суть. Когда-то я вообще не пропускала спектакли Товстоногова. Наверное, это был мой мир, на этом я не то, чтобы училась, я это впитывала в себя. И сейчас, когда смотришь эти фильмы – спектакли, чудо никуда не ушло. Был момент, когда я хотела уйти к Товстоногову, и я уже вела переговоры, но это был некий порыв, и я рада, что не сделала этого.А сейчас… Я очень люблю театр Додина, хотя там тоже всё неровно. Там же он не один ставит все спектакли. Как-то мы «Гамлета» посмотрели — для меня это вдохновение, так и для зрителя должно быть. Мой режиссер – и наша актриса Маргарита Бычкова, его ученица, которая протянула мне руку и подняла меня с дивана…К современной режиссуре я очень хорошо отношусь. Театр должен быть разным, современный театр на то и современный, что отвечает на сегодняшние вопросы».

Наталья Орлова – человек невероятно разносторонний. В ее жизни есть место всему – и профессии, и увлечениям, и семье, и глубинному взгляду на происходящее, анализу и выводам.

Текст и фото предоставлены театром

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения