Нижний Новгород, расширивший в этом году свое амплуа со столицы закатов до Культурной столицы 2024, продолжает оправдывать высокий статус и на последних неделях лета возрождает фестиваль «Современная музыка» с подзаголовком «Шостакович, Мейерхольд, Шнитке».
В городе Горьком фестиваль «Современная музыка» проводился 10 раз в период с 1962 по 1989 год. У истоков стояли Мстислав Ростропович и руководители Горьковской филармонии – главный дирижер Израиль Гусман и директор Геннадий Никитин. В 2024 году за возобновление отвечает Нижегородский театр оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. С 23 августа по 1 сентября на основной сцене Оперного театра и в концертном Пакгаузе состоятся 15 фестивальных событий. Это и симфонические, и камерные концерты, а также две оперы и один балет – гастроли театров «Урал Опера Балет» и «Геликон-опера». Возрожденному фестивалю важна преемственность, поэтому назвать в строгом смысле «современной» музыку, которая прозвучит (за исключением двух концертов и балета), можно именно относительно эпохи его создания – это произведения ХХ века, преимущественно 1930-х-1970-х годов. XXI век будет представлен электроакустическими композициями для баяна и ансамбля, балетом «Сказки Перро» (композиторы Хрущёва, Боловлёнков, Мазуров, премьера 2023 года) и симфонией Джона Адамса
Именами фестиваля выбраны «юбиляры» этого года Альфред Шнитке и Всеволод Мейерхольд, а также Дмитрий Шостакович, который в поводе не нуждается, а все же числовую параллель можно найти и здесь – его творчеству был посвящен фестиваль 1964 года, ровно 60 лет назад. Сочинения Шостаковича вошли в программу пяти концертов: «Шостакович. Вайнберг. Штраус» – дирижирует Дмитрий Синьковский, солисты – Вадим Репин, Надежда Павлова, Владислав Лаврик, «Вокальные круги Шостаковича», «Театр в музыке», «Светлое будущее в музыке ХХ века» и «Хоровая музыка ХХ века». Музыку Шнитке можно будет услышать лишь в два вечера, зато один из них – это концерт-реконструкция мировой премьеры его Первой симфонии, которая полвека назад прошла именно в Горьком. Тогда за пультом был Геннадий Рождественский, сейчас будет Федор Леднев. Реконструкция заключается в том, что, как и полвека назад, в первом отделении будет дана «Прощальная симфония» Гайдна, цитаты из которой есть у Шнитке. Мейерхольду будет посвящен концерт музыкальных произведений для драматического театра, как из успешных, так и из неосуществленных постановок.
В подзаголовке фестиваля вполне могла бы стоять и фамилия Мечислава Вайнберга, актуализацией наследия которого театр последовательно занимается (в сезоне 2023-2024 репертуар пополнился балетом «Золотой ключик» и оперой «Любовь д’Артаньяна»). Его сочинения есть в программах четырех вечеров, включая концерт-открытие и концерты-антиподы «Музыка в темные времена» и «Светлое будущее». Два последних в целом вызывают большой интерес и кажутся композиционным дихатомическим ядром фестиваля. «В темные времена», помимо Вайнберга, прозвучит музыка европейских композиторов, написанная в период меж двух мировых войн. Позже все авторы – Лео Смит, Эрвин Шульхоф и Херманн Пал – погибли в нацистских концлагерях. Музыка «Светлого будущего» по большей части создана тоже в межвоенное время и будет исполнена по истине грандиозным составом: Московский государственный симфонический оркестр под управлением Ивана Рудина, Хор Минина, детский хор «Весна». Но и здесь все непросто: при жизни авторов (Вайнберг, Рославец, Шостакович, Яначек, Шульхоф) судьба этих их сочинений вовсе не была триумфальной. Концертино Вайнберга и «Коммунистический манифест» Шульхофа впервые прозвучали только после смерти композиторов.
Еще один композитор, не перестававший работать даже в условиях концлагеря – Виктор Ульман. На фестиваль привезут его сатирическую оперу «Император Атлантиды», это совсем свежая постановка Геликон-оперы, премьера была в мае. Увидеть развитие темы Апокалипсиса ХХ века можно в концерте Духовной музыки Галины Уствольской. Хотя к нему есть и своя «пара» – Духовная музыка Софии Губайдулиной, где солировать будет баян. Этот инструмент перекинет связующий мостик к единственному концерту музыки сугубо ХХI века – ансамбль «CEAM Artists» представит программу «Сила тока».
Для закрытия фестиваля выбрана симфония Джона Адамса «Doctor Atomic», она написана в 2007 году в память об атомной бомбардировке Японии, а прозвучит во втором отделении концерта под названием «Оппенгеймер и звезды Голливуда». Здесь вновь ощущается единство противоположностей. Дирижирует Федор Леднев.
Отдельно стоит сказать о гастролях «Урал Опера Балет»: привезут балет «Сказки Перро», громкую премьеру весны 2023, которая, кажется, пришлась по вкусу всем рецензентам, и вне родной сцены впервые будет показана именно в Нижнем. Также можно будет увидеть оперу Филиппа Гласса «Сатьяграха», она исполняется на санскрите и в 2016 году принесла театру спец.премию на «Золотой Маске».
В сфере академической музыки конферанс вновь становится если пока не неотъемлемой, то значительной частью программы. Не будет проигнорирована эта тенденция и на фестивале «Современная музыка»: ведущие заявлены к пяти концертам. Андрей Устинов выступит со вступительным словом к «Силе тока» и к «Духовной музыке Софии Губайдулиной». Анна Фефелова станет проводником по реконструкции премьеры Первой симфонии Шнитке. Ярослав Тимофеев расскажет о «Светлом будущем в музыке ХХ века» и об «Оппенгеймере и звездах Голливуда».
Программа фестиваля выглядит как мастерски составленный интенсив и амбициозная задача не только для организаторов, но и для зрителя. Возможно ли пройти его целиком – проверим на практике, пока самым сложным кажется выбор между программами, назначенными на одно время на разных площадках.
Текст: Елизавета Ординарцева