Сон Татьяны

БалтДом открыл новый сезон и 4 августа показал премьеру «Таня» по пьесе Алексея Арбузова 1938 года. Советский текст о взрослении девушки на фоне трагических жизненных событий Вацлав Дембовский (эту идею предложила исполнительница главной роли Анна Щетинина, как мы узнали на обсуждении) решает через лейтмотив «Евгения Онегина». Впрочем, вначале Таня скорее Ольга, нежели Татьяна — она весёлая, легкая, воздушная.

Таня до грустных событий — пособие о том, как делать не надо. Студентка-медик бросает учёбу на последнем курсе ради любви к талантливому инженеру (Герман Чернов), отказывается от своих желаний, интересов и планов, чтобы ждать мужа с работы, раствориться в нем, говорить только с вороненком в клетке и домработницей Дусей (Виктория Зайцева, как и Щетинина, играет персонажа, который развивается, меняется) и делать чертежи для «гения», и её даже не поблагодарят за них. Когда выясняется, что муж любит другую, сильную, умную и деловую (Мария Лысюк), Тане приходится строить свою жизнь заново.

Для меня Татьяна сродни Нины Заречной: через крушение всего своего мира, предательство любимого и смерть ребёнка она обретает саму себя, понимает свое призвание. Если для Нины спасение — театр, то для Тани — медицина и при этом экстремальная, в суровом краю золотых приисков и людей с командировочной душой.

Так не плачь не грусти, как Царевна Несмеяна. Это глупое детство прощается с тобой.

Художник Анастасия Разенкова создала уютный советский быт: в любовном гнездышке Германа и Тани патефон и рояль, в доме бабушки (Наталья Парашкина) окно и детская кроватка, на прииске — портреты вождей. Текст Арбузова Дембовский сохранил полностью, добавив лишь пушкинские фрагменты. Сцена на прииске «Роза», куда замерзшая Таня приходит спасать ребёнка, решена как радиопостановка или всё тот же сон Татьяны, мы её не видим, только слышим. «Таня» — неизбитый материал для постановки, спектакль БалтДома стал единственным в Петербурге, а вот в шестидесятые была постановка Игоря Владимирова, Таню играла Алиса Бруновна. Более популярен «Мой бедный Марат», в Петербурге сейчас идут два спектакля (почему-то под другими названиями) и скоро в Мастерской будет третий. А ещё я помню перформанс «Мой бедный Марат» в торговом центре «Стоккман» на «Точке доступа». Я люблю советских драматургов, и Арбузов — это не Вампилов, у него нет отрицательных сложных персонажей вроде Зилова или непостоянного ловеласа Ильина, только добряки-идеалисты.

Текст: Алла Игнатенко
Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения