В театре «Площадка на Грибоедова» сейчас проходит фестиваль женских камерных спектаклей «Золотая Августина», завтра закрытие. Сегодня, 24 августа, мы посмотрели пьесу, которую сейчас везде ставят — «Говорит Москва» Юлии Поспеловой, в постановке Владимира Золотаря (Ульяновск, театральная лаборатория «Театр. Форма. Содержание»).
Спектакль сделан в жанре кулинарного шоу. Актриса Анна Дулепова готовит осетинский пирог и в финале угощает зрителей. В процессе она рассказывает монолог Светланы Аллилуевой, любимой дочери кровавого тирана. Сталин ответственен за смерть сотен тысяч людей, но для своей «хозяюшки», «воробушка» и «мушки» он ласковый отец, воркует с ней, целует на ночь с привкусом табака, пишет нежные письма.
«Говорит Москва» — так начиналось обращение советских дикторов к гражданам. Началась война, война закончилась победой, умер Сталин. Анна Дулепова тоже говорит эти два слова, но дальше — тишина. Фамилия Сталин ни разу в спектакле не прозвучит, как и фамилии «дядь», появлявшихся в его доме. Полистала стихи советских поэтов на смерть диктатора. Особенно поражают скорбные строки Ольги Берггольц, которая была репрессирована и в результате пыток потеряла ребёнка. Жуткая непроработанная травма жертвы.
Вспомнила другие кулинарные спектакли, которые смотрела. В «Фаине. Эшелон» Елена Санаева варит борщ, в «Донецке. Вторая площадка» Иван Решетняк готовил суп с тушенкой, в «Философии Энди Уорхола» Анна Дразнина готовит алкогольные коктейли и тушит овощи, в «Гамлете» Шерешевского готовят поминный пирог, этот запах лука и печенки мне не забыть никогда.
«Говорит Москва» — лаконичный спектакль, его можно играть где угодно, хоть в квартире, хоть в театре, нужен только стол и духовка. Актриса играет в черном платье с передником, голова покрыта. Кульминацией спектакля стала сцена с чемоданом: Светлана сложила в него свои наряды и не смогла сдвинуть с места. Это груз прошлого её семьи.
Текст: Алла Игнатенко
Фото организаторов