16 августа начались премьерные показы спектакля «Мистерии. Театральная игра в Доме Юсуповых». Режиссер — Сергей Паньков, драматург — Владимир Хаунин, в ролях выпускники РГИСИ 2024 года, курс С.Д. Черкасского. Днем раньше был организован пресс-показ и пресс-конференция с художественной командой и представителями Дворца Юсуповых. На обоих мероприятиях от редакции «Около» побывала Катерина Егорова.
Идея более современными приемами преподнести зрителю историю знаменитой семьи возникла в дирекции Юсуповского дворца на Мойке год назад. В марте идея оформилась в спектакль-променад. К работе привлекли сценариста Владимира Хаунина (преподаватель СПбГУКИ), художника-постановщика Татьяну Артамонову (завпост театра «Мастерская»), режиссера Сергея Панькова и композитора Антона Горчакова (оба выпускники курса Г.М. Козлова и работают в театре «Мастерская»).
Актеры набирались через кастинг, одним из заданий которого было рассказать сплетню. Если, рассказывая, актер «терял достоинство», кастинг он проваливал. Возможно, большим подспорьем в тренировке аристократичных манер были дипломные спектакли «Таланты и поклонники» и «Антоновки», так как наиболее подходящими для дворянских ролей оказались выпускники РГИСИ этого года курса С.Д.Черкасского — Арсений Абдуллаев, Алексей Веретенников, Владислав Глухов, Илья Гонташ, Алиса Горина, Арсений Ермаков, Егор Качанов, Даниил Каширин, Элина Мажар, Арсений Писаревский, Алина Соколова, Дарья Тимченко, Анна Усова. На собирательную роль старшего поколения и Зинаиду Юсупову выбрали Полину Шепелеву.
События и диалоги были собраны по письмам, мемуарам и биографиям рода Юсуповых. Рвение актеров удивило даже методистов и консультантов со стороны Дворца, так как были использованы не только книги из рекомендованного ими списка, но и скуплены те, что продавались в музейном магазине, и с благодарностью принимались дополнительные фотографии и лекции. Репетиции шли 6 дней в неделю по 12 часов, так что строчка из постановки «засыпаешь и просыпаешься с великой историей рода Юсуповых» первой стала звучать правдоподобно. Самое сложное для консультантов было воссоздать в современных юношах и девушках манеры общения 19 века, а для актеров — освоиться в импровизации, не теряя этих манер.
Спектакль построен в формате променада. На входе нужно выбрать, гостем какой из четырех персон вы становитесь. Из общей залы, где происходит бал, персоны уводят гостей своим маршрутом. Я стала гостьей Николая Феликсовича Юсупова. А он был большим ценителем театра. Поэтому из бальной залы я попала на театральную сцену (внутри дворца есть собственный театр) и сыграла на ней секундную роль Страстной Пятницы в мистической легенде родового проклятия. Затем передо мной развернулась история любви Николая Феликсовича и графини Марины Гейден, закончившаяся дуэлью. Николай Феликсович на дуэли был убит, и остаток вечера я смотрела ту же историю, но уже в сопровождении графини. Женский вариант оказался мягче, эмоциональнее и романтичнее. В финале поредевшее семейство Юсуповых снова собрало зрителей в общем зале, где мы наблюдали их эмиграцию из России на корабле «Мальборо» в менее знаменитую и богатую, но более безопасную жизнь.
Вопрос, который мне важно было задать художественной команде после спектакля: почему мы во флигеле, а не среди дворцовых интерьеров? Юсуповский дворец — одно из любимых мною мест. Его интерьеры я выделяю среди всех дворцов Петербурга, они для меня эталон изящества и эстетики. Каждая вещица там — образец мастерства. В сравнении воссозданные во флигеле залы для спектакля выглядят бедно и пусто. Признаться, я была разочарована, когда пришлось дорисовывать по памяти гостиные и кабинеты, проходя до следующей комнаты по внутренним лестницам между урн, туалетов и пожарных выходов. Ответ мне понравился, будет и вторая версия, где все действия перенесут в интерьеры дворца. Сейчас еще сложно состыковать расписание так, чтобы зрители не пересеклись с экскурсантами и требуется убедиться, что зрители будут бережно относиться к предметам мебели и искусства.
Признаться, я была рада услышать, что и команда, и актеры пока еще не довольны работой и не могут назвать рассказанную в этот вечер историю готовой, потому как и мне она готовой не показалась. Актерам еще требуется время, чтобы из ролей научиться обращаться с той свободой, которая дана им в общении со зрителями. Еще некоторое количество усилий, чтобы «приклеились» аристократические жесты и позы. Еще несколько репетиций, чтобы стать синхронными, и не получалось заминок перед входом в зал. Чтобы на смену волнению пришла легкость и смелость, с которой можно приглашать зрителя к участию и на месте зрителя хотелось бы соглашаться без опаски усложнить актеру игру.
Идея использовать новые, в том числе театральные инструменты, чтобы увлечь зрителей историей, мне близка и ценна, хорошо, когда культурные объекты успевают за временем. Желание использовать иммерсивные инструменты в театре, мной, как зрителем, всегда воспринимается благосклонно, это дает уникальный опыт, и я готова за это платить. Поэтому я рада, что премьерные показы начались в эту субботу. Если раньше вы не имели опыта ни иммерсивного действия, ни участия в спектакле-променаде, то уже можно идти. Для первого впечатления — это неплохо. Если во дворце вы были, опыт современных постановок у вас уже есть, я бы тоже рекомендовала идти, но позже, дать спектаклю «настояться», сложиться и переместиться во Дворец. Тогда, он, конечно, засияет. Я задумала пересмотреть его в конце сезона.
Текст: Катерина Егорова
Фото организаторов