Двор Бутылки Новой Голландии на лето преобразился в театр под открытым небом с трибунами для зрителей и столиками для тех, кто хочет не только зрелищ, но и хлеба. В афише Летнего театра – независимые театральные объединения, в том числе – гастролирующие московские и гибридные постановки на стыке театра и концерта. Все эти ключевые тренды площадки сошлись 28 июля на показе «Ледяной синевы» от московского театрального объединения «а39».
В 39-ой аудитории студенты режиссерского факультета ГИТИСа показывают свои работы, которые, несмотря на смелость и оригинальность, живут в лучшем случае год. Эти самые студенты и резиденты театра «Практика», выпускники Мастерской Кудряшова, объединились под художественным руководством Григория Добрыгина и весной 2023 года забазировались в репертуаре Музея Москвы как независимое театральное объединение «а39». Состав коллектива разнородный: тут и звезды московской сцены вроде Александра Горчилина, и молодые ребята, только что выпустившиеся из ВУЗа, актеры, режиссеры – иерархию строить в объединении не собираются и планируют продолжить расширять границы. Сейчас в спектаклях «а39» заняты выпускники Мастерских Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Олега Глушкова.
Объединение привлекает к работам на большой сцене выпускников, проявляет новые имена и помогает студенческим эскизам вырасти в полноценные спектакли. «а39» занял пустующую пару лет нишу неконвенционального московского театра, выросшего из классической традиции. Юрий Степанцев, арт-директор проекта, в одной из первых публикаций об объединении заявил, что стиль «а39» – это отсутствие стиля. Театральная небрежность с чувством вкуса нравится петербургскому зрителю, воспитанному независимыми театрами во дворах и подвалах.
В Петербург театр привез два спектакля, загадочно объединенные темой космоса: культовые «Созвездия» по пьесе Ника Пэйна, которые с успехом шли в «Практике» (в Петербурге постановку показали не с Елизаветой Янковской, а с Олей Балацкой) и «Ледяную синеву». Этот спектакль открывал второй сезон театрального объединения – уже прошедший 2023-2024. В Летнем театре представили концертную версию «Ледяной синевы», которая на полчаса короче абсурдистского детектива-оригинала и стилизована под эстетику «Деревни дураков», а не под стильный нуар 20-х, как афиши полноформатного спектакля. Перед началом постановки на круглой сцене Бутылки – балалайки и гитара. Кроме них в «Ледяной синеве» будет задействованы ударные, баян, скрипка и впечатляющие вокальные данные актерского состава (Балацкая Оля, Гощанская Серафима, Зулькарнаев Лев, Казанский Лев, Кирпиченок Сергей, Коган Лера, Колдошалы Баястан, Ромашевский Глеб, Самирханова Линара). Начинается показ иммерсивным интро про курортный кабачок от молодого человека в кепке набекрень (Зулькарнаев Лев) и продолжается каламбурным обыском с конфискацией вина из бокалов и телефонов из рук у тех, кто за вип-столиками, от сержанта Козлодоева (Сергей Кирпиченок).
Связать всех героев или найти контекст расследования, не будучи на оригинальной постановке, невозможно. Остается свободно дрейфовать по волнам ассоциаций, наблюдая за этим музыкальным балаганом. Есть что-то в «Ледяной синеве» от площадного театра. Согласиться же с жанровым определением от команды спектакля – «сибирский нуар» и «музыкальный абсурдистский детектив» – сложно. Режиссер постановки Олег Глушков комментирует выбор темы спектакля так: «Начало 90-х в Сибири – это довольно „криминально-ориентированное“ время. У подростков тогда все было инспирировано воровской эстетикой, и шансон звучал повсюду. Вместе с криминальной составляющей в этих песнях есть ещё и всем понятная душевная сторона. И такой „отбитый“ романтизм, на который ты, скорее всего, не способен. Но слушать песни про людей, живущих каждый день как последний, и ассоциировать себя с этими героями – это и было то запретное удовольствие. Мой папа, профессор, доктор наук, почему-то их слушал. Для меня эти песни – прямой мост в детство, чаще иррациональный. Я не понимал, о чём в точности песня, но улавливал интонацию, или словосочетание, или строчку, которая очень нравилась и заседала навсегда. Именно поэтому наш теперешний взгляд на это довольно абсурдный. Чем больше мы углубляемся и работаем над спектаклем, тем больше хочется сделать нашу позицию перпендикулярной. Опираться на свои чувства от этой музыки, а не на культуру, из которой она появились».
Подобная романтизация шансона и попытка вынести песни вроде «Хоп, мусорок» из тьмы бессознательного на свет абсурдистской иронии напомнили мне один популярный мем 2022 года из интервью Антона Долина с Дмитрием Крымовым: оба героя друг за другом признаются, что самая полезная из недавно прочитанной ими литературы – руководство, как заходить в хату и как себя вести в тюремной камере, чтобы не ударить в грязь лицом не только в переносном, но и в буквальном смысле этого слова. Из нынешней точки интерес к шансону кажется абсолютно прикладным: кто знает, где мы окажемся завтра? От сумы и от тюрьмы не зарекайся – намекает на народную мудрость финальная песня «Ледяной синевы».
Текст: Елена Свиридова
Фото организаторов