Молодежный театр. 46-й полет

Молодежный театр. 46-й полет. В Интерфаксе состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Яковлевич Спивак, директор театра Ольга Николаевна Романецкая, заслуженный артист России, артист Молодежного театра на Фонтанке Михаил Геннадьевич Черняк и заместитель председателя комитета по культуре Станислав Андреевич Молдованов. В качестве модератора встречи выступила Людмила Дмитриевна Фомичева. Участники встречи рассказали журналистам о событиях сезона минувшего и поделились замыслами, которыми предполагается насытить новый 46-й театральный сезон.

Перед началом пресс-конференции Людмила Дмитриевна поздравила Семена Яковлевича с присуждением ему специальной премии «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». А дальше действо стало развиваться по драматургическим законам, ведь так легко можно представить, что все участники конференции – действующие лица спектакля «Молодежка. 46-й полет».

Картина первая. Станислав Молдованов. Con anima. В предыдущем сезоне в Молодежном театре состоялось более 500 спектаклей, из них три премьеры – «Прощание в июне», «Глубокое синее море» и «Барышня-крестьянка». Ближе к завершению 45-го театрального сезона Молодежный театр совместно с Театральной библиотекой организовал фестиваль «Петербург. Пространство Пушкина», приуроченный к юбилею поэта. В его рамках прошло более трехсот событий. Грядущий сезон знаковый, он насыщен яркими театральными постановками, важными событиями и юбилеями: прежде всего это 30-летие актерско-режиссерской мастерской Семёна Яковича, затем 75-летний юбилей самого Семёна Яковлевича и 45-летие театра.

Картина вторая. Семен Спивак. Dolce. Сегодня перед театрами стоит сложная задача: художник, который ставит спектакли, всё время должен двигать театр вперед, и это самое тяжелое – всё время куда-то двигаться, двигать людей, с которыми работаешь. Я с артистами работаю нежно, расслабляю их, иногда обманываю. Это необходимо для того, чтобы в спектакле открылось внутреннее дыхание пьесы. К тому же в нашем театре не может быть пьесы без любви. Поэтому одной из премьер прошедшего сезона у нас стал спектакль по пьесе драматурга Рэттигана «Глубокое синее море». Перед началом работы произошла интересная история, мы написали правообладателям с целью получить разрешение на постановку. Нам разрешили поставить спектакль, но выдвинули ряд условий, первое из них было таким: «Когда вы будете ставить спектакль, артисты-мужчины должны играть мужчин, а артистки-женщины – женщин, и никак иначе». Мы им ответили, что так и планировали. Для нас это было совсем несложно, потому что мы уважаем мужскую и женскую природу.

Картина третья. Семен Спивак. Giocoso. Для фестиваля «Петербург. Пространство Пушкина» мы поставили «Барышню-крестьянку» Александра Сергеевича, всего несколько страниц текста. Сюжет незамысловатый, но именно такие сюжеты играть очень сложно так, чтобы было интересно. Там нет всяких вывертов, как модно нынче, хитроумных переплетений, зато получился легкий, летний, веселый спектакль, который мы сыграли пока только два раза.

Картина четвёртая. Семен Спивак. Marcato. В этом сезоне мы получили разрешение на постановку пьесы Вуди Аллена «Бруклинская сказка». Ничего подобного я раньше не ставил. Немного расскажу сюжет, чтобы вы поняли ее воздушный солнечный смысл: главные герои – люди, как принято говорить сегодня, низких вибраций, а точнее бандиты. Живут они своей жизнью, грабят, убивают и так далее. Их предводитель случайно покупает картину известного художника, на которой изображена Мария с младенцем Иисусом. И вот бандиты собираются у него в доме и не знают, куда картину повесить. Их неправедная жизнь продолжается, даже усугубляется, но параллельно с этим проистекает сюжет с картиной. И вдруг прямо на наших глазах эти люди начинают меняться, им приходят в голову глубокие мысли совсем иного порядка, нежели раньше. Эта картина сыграла в их жизни огромную роль. Дочь одного из бандитов вдруг собирается ехать спасать людей в лепрозорий, до этого она пила с утра до вечера и танцевала. Меня эта тема волнует. Я ставлю всегда спектакли про то, что меня волнует. А наш артист Михаил Черняк будет ставить пьесу «Любовью не шутят», любовью, действительно, не шутят, это проверено собственной жизнью.

Картина пятая. Михаил Черняк. Elegant. Совсем скоро мы приступаем к постановке пьесы Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят». Почему-то эту пьесу у нас не ставят, непонятно. С одной стороны, это хорошо, потому что сейчас это место не занято. С другой, может быть, пьеса отпугивает тем, что в ней два слоя: чрезвычайно глупые, странные, суетливые, карикатурные взрослые и чрезвычайно глубокая молодёжь. Взрослые заняты какой-то мышиной суетой, беготней, а молодым героям отданы самые глубокие реплики, темы и порой, когда читаешь эту пьесу, думаешь: неужели восемнадцатилетние люди могут так глубоко рассуждать о жизни? И говорят они только о любви. Есть фильм «50 оттенков серого», так вот в пьесе Мюссе тысячи оттенков любви, от самых страшных и роковых до невероятно возвышенных и глубоких. Еще мы хотим, чтобы этот спектакль был музыкальным. В свое время мне удалось поработать с интересным московским композитором Ириной Долговой, я сделал мюзикл на её музыку по пьесе Сергея Плотова. И вот нынче я попросил её написать песни для каждого персонажа нашей постановки.

Картина шестая. Семен Спивак. Energico. Пока мы не получили разрешения от сына Александра Моисеевича Володина на постановку его пьесы «Ящерица». Сын почему-то запретил ставить эту пьесу, это не совсем правильно, потому что в ней есть очень важный акцент: Александр Моисеевич, как тончайший художник, еще 40 лет назад, когда писалась эта пьеса, почувствовал то, что сегодня нам созвучно. Его пьеса о том, как в нашем мире проснулась агрессия. Ещё я прочитал рассказ Астафьева «О хитроумном идальго». Тончайшая вещь. И попросил нашего артиста Александра Черкашина, который тоже занимается режиссурой, взять на себя постановку этого спектакля. В планах у нас выпустить спектакль по рассказам Чехова, многие уже видели комнатный прогон, и очень тепло к нему отнеслись. Еще мы замахнулись сделать спектакль из трех одноактных пьес, которые придумали для диплома ребята с моего актёрско-режиссёрского курса. У них это замечательно получилось.

Картина седьмая. Ольга Романецкая. Alla Marcia. Если говорить про прошлый сезон, то стоит добавить, что Семен Яковлевич Спивак за спектакль «Глубокое синее море» сейчас номинирован на премию «Звезда театрала», поэтому, пожалуйста, я призываю всех голосовать. В прошлом сезоне мы провели конкурс для молодых фотографов «Театр в объективе», нашим партнёром и соорганизатором был Небольшой драматически театр со спектаклем «Морфий», а наш премьерный спектакль «Прощание в июне» участвовал в этом фотоконкурсе. Также мы в прошлом году участвовали в платоновском фестивале в городе Воронеж со спектаклем по Платонову «Оружие сердец», сыграли его два раза, зрители были в восторге. Еще мы ведём работу с инвалидами по зрению, у нас есть две актрисы, которые занимаются тифлокомментированием. Мы участвовали во втором фестивале тифлокомментирования.

Новый 46-й сезон начался со спектакля «Касатка. Новый полет», и билеты на него разошлись задолго до показа. Еще у нас есть проект – конкурс любительской фотографии для зрителей, называется он «С ангелом навсегда». С 2020 года он посвящён памяти Романа Шустрова, автора скульптуры «Петербургский ангел», которая «живет» в нашем Измайловском саду. И вот недавно в Измайловском саду прошла в шестой раз церемония награждения победителей, тринадцать победителей получили дипломы и пригласительные для посещения Молодёжного театра на Фонтанке. Если говорить про юбилеи, в ноябре этого года мы будем отмечать 30-летие актерско-режиссерской мастерской Семена Яковлевич, очень надеемся, что к этой дате соберем всех его выпускников, нечто подобное было, когда мы отмечали 25-летие мастерской, и тогда многие ребята приехали даже из-за рубежа или присоединились к нам онлайн. В этом году мы выпустили курс «Спиваки-5», как мы их называем. В начале нынешнего сезона были объявлены имена девятнадцати выпускников, которых мы приняли в стажерскую группу театра. Такого количества стажеров у нас еще никогда не было. Этот сезон станет для них проверкой, а через год мы решим, кто из них останется в театре. Если говорить про первых «спиваков», то уже в августе мы отмечаем 25-летие в театре трех наших артистов: Регины Щукиной, Анны Геллер и Алексея Одинга. В ноябре, когда у нас будет юбилей мастерской Спивака, мы сыграем те спектакли Семена Яковлевича, которые в разные годы становились дипломными, потому что еще ни один спектакль, начиная с первых «спиваков», не был снят. Таких спектаклей у нас семь. В сентябре у нас стартует третий конкурс театральных рецензий, он называется «Верю! Молодые – о Молодежном». В течение четырех месяцев старшеклассники и студенты могут по Пушкинской карте покупать билеты на наши спектакли и потом писать рецензии на них. В день рождения театра победитель получит диплом и денежную премию. В составе жюри очень известные театроведы, литературоведы и журналисты. Гастрольная жизнь в этом сезоне у нашего театра тоже насыщенная. Спектакль «Жестокие игры» во Владимире будет принимать участие в Первом театральном фестивале «Княгиня Ольга». Спектакль «Обыкновенные чудики» в сентябре в Барнауле станет участником второго фестиваля «Здравствуйте, люди», который посвящён Василию Шукшину. Все мы знаем, что 25 июля исполнилось 95 лет со дня его рождения. Потом, благодаря федеральной программе «Большие гастроли», мы с тремя спектаклями поедем в Мурманск. Еще планируем участие в городском проекте «Книжные аллеи», в секции «Театральный Петербург». Комитет по культуре в этом году выделил нам финансовые средства, и мы заключили договор на проведение историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия «Измайловский сад». Это позволит нам в ближайшие несколько лет начать реконструкцию не только самого Измайловского сада, но и Малой сцены театра. Еще у нас есть предписание КГИОПа о том, что нужно восстановить фонтан, который когда-то был между двумя сценами, сейчас мы пытаемся найти это место, и возможно через какое-то время фонтан появится.

Текст: Кристина Французова-Януш

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения