Еще в середине июня на базе СПбГУПТД прошел гала-концерт “Опера&Подиум”, но спустя более чем два месяца интересно посмотреть не на организацию, а на некоторые номера артистов. Мы побывали на мероприятии и выбрали лучшие отрывки работы студентов Консерватории им. Римского-Корсакова. В духоте, в летнюю жару градусов эдак +27 актовый зал СПбГУПТД освещает местными софитами оркестр театра петербургской консерватории во главе с Мирасом Нуржановым. Впереди — всего пять небольших отрывков, связанных с деятельностью импрессарио Сергея Дягилева и “Русскими сезонами”, на которых и были показаны премьеры опер “Любовь к трем апельсинам” (заказана С.С. Прокофьеву в 1922 году) и “Сказка о золотом петушке” (1914).
Первая постановка, представленная Александром Шевцовым, содержала в себе небольшой отрывок из “Сказки о царе Салтане” — самый известный кусок, с которого все и начинается: “Кабы я была царицей…”. Цвета фона под хохлому, декорации и графика Марии Лисовой и Елизаветы Шахназаровой на проекторе отправляют в омрачненную предательством сказку, где зависть — главный порок. Сестры замечательно карикатурны: Милитриса (Дарья Адамович) нервно похаживает, Ткачиха (Екатерина Парубочная) наблюдает за сестрами и как будто уже готова на весь мир наткать полотна, и только очаровательная Повариха (Альбина Хуснутдинова) потягивает ложкой из бочки мед, полеживает и как будто за ней последнее слово. На голове — нечто напоминающее прическу бертоновской красной королевы.
Альбина рассказывает о своей роли и о процессе создания номера следующую историю: “Вот после мы ходили на мероприятия, связанные с оперой, на подиум в Точке кипения на Садовой, там мы сначала видели эскизы у дизайнеров. После мы начинали учить это все с концертмейстерами. Это, в первую очередь, ансамбль из нескольких человек. Для меня это вообще был дебют, когда я исполнила какой-либо кусок из оперы под оркестр. Вот и после учёбы у нас были встречи с дирижёром, и после этого всего мы начали ездить на примерки. Идея этого парика была заложена у нашего режиссёра, Александра Шевцова, то есть лично моя героиня должна была быть как можно… как бы больше. То есть она такая барыня-сударыня, главная сестра. Создать на голове такое громоздкое и шикарное, то есть огромное, чтобы подчёркивало мой статус. Вот и задача многих ребят было вот это все соединить и показать общую работу, потому что над первым отрывков работали (я даже боюсь не успеть всех перечислить) дизайнеры, модельеры, графические дизайнеры”.
Отдельно выделяется баба Бабариха (Елена Соловьева). Именно она сманивает на “демонскую сторону”, что дополняют пририсованные рожки к ее тени на экране. Возможно, сестры бы и стерпели самоволие царя Салтана (Артур Бурниев), но хохлома постепенно закручивается в невообразимые пугающие кренделя. Сарафаны работы студентов СПбГУПТД смешиваются, как на картине Ф. Малявина “Вихрь”.
Отрывок китайских коллег по мотивам оперы П.И. Чайковского “Иоланта” запомнился экзотичностью, сменой декораций под нежные, мятные цвета. Это не совсем классическая постановка, и Шуай Мэнью постаралась вывести весь цвет иностранной культуры, но при этом в неподходящем с точки зрения акустики зале даже хор было совсем мало слышно.
Продолжилась сказочная тема в операх Н.А. Римского-Корсакова уже в работе режиссера Даниила Жестовского в отрывке из “Золотого петушка”. Был выбран почти главный, кульминационный момент, где Шамаханская Царица (Милана Зассеева) манит Додона (Даниил Падерин), а танцовщицы (Елизавета Бондарева и Олеся Ядыкина) помогают ей в том. Даниил Падерин и Денис Кошевой (воевода Полкан) сошлись в интересном тандеме, и царь представлен не ополоумевшим похотливым стариком, а человеком где-то даже одиноким. Все равно замечается надрыв, и герою хочется обладать не богатством, а таким же простым человеком, как и он сам. Костюмы вышли так и вовсе потрясающие: кафтаны, корона, посох, шлем и даже чадра Царицы как с иллюстраций Ивана Билибина, но в то же время художники отнеслись к работе с особым постмодерническим колоритом.
Самым нестандартным выбором оказалась сцена из “Истории Кая и Герды” С. Баневича. Надежда Борздая смогла передать эстетику снежной сказки Г.Х. Андерсена, но притом почему-то костюмная часть в исполнении Алисы Асадуллиной, Екатерины Шастиной, Ен Ми Гир и Елизаветы Фатьяновой перетянула все внимание. Зрители больше смотрели на величественную Снежную Королеву (Ангелина Носкова), и впоследствии отрывок действительно наградили за лучшие костюмы.
Заключительная “Любовь к трем апельсинам” С.С. Прокофьева была личным бенефисом исполнителя роли Труффальдино — Кирилла Лозаковича. Арина Пушная перенаправила акценты старой сказки Карло Гольдони, и перед нами предстала драма одинокого человека, духовного родителя, желающего спасти Принца (Ли Сяолун). Работа костюмеров здесь поразила больше всего — помимо спрятанных в небольшие полукруги-апельсины артисток Труффальдино показался неким арлекинистым Пьеро, почти что Джокером Хоаккина Феникса. Экспрессивность доходила до того, что герой Кирилла кричал: “Пить!”, дергая при этом дирижера за фрак. Это была импровизация, но именно драматическая наполненность героея позволила поверить окончательно и бесповоротно. Такой Труффальдино — сорокалетний, одинокий, отдавший жизнь за счастье, спасение Принца — одна из лучших интерпретаций образа.
Кирилл говорит о роли с большой любовью, вспоминает об актерской органике, спешке в ее создании: “В моем понимании герой заменил принцу отца, хотя настоящему отцу — королю — принц не имел права противоречить, а моего героя он практически не слушал. Старый закон, уклад жизни человеческой. Труффальдино скорее символизирует новое проявление поколений “отцов” и “детей”. Он тайный служитель доброго волшебника. Две абсолютно полярные роли, а мой коллега, молодой тенор из Китая, очень старался работать над ролью. Было сложно преодолеть барьеры вокальные, музыкальные, сценические, драматургические. По сути Прокофьев перенес драматический театр в музыку, и больше всего текста упало на меня. И даже потом у меня были мизансцены, поэтому иногда кажется, что Труффальдино главный. Дизайнеры хорошо прицепили бантик, и поэтому приходилось буквально рвать костюм на себе. Костюм оказался жаркий, прямо настоящий самовар, но образ складывался половинчатый — рассмешить Принца и сопровождать, но при этом до конца совладать с ним Труффальдино не может”.
Три отрывка однозначно стоило бы посмотреть и вне конкурса. Даже неискушенному любителю оперы “Золотой петушок”, “Сказка о царе Салтане” и “Любовь к трем апельсинам” пришлись бы по душе. В сценах было прежде всего то, чем обладает не каждая современная опера — молодой энергией, игрой с образами и драйвом, благодаря которому классическое искусство остается в вечности и таки умудряется затрагивать и дизайнеров, и музыкантов, и даже критиков, праздношатающихся под сводами “тряпки”.
Текст: Илья Титаренко
Фото организаторов