27 августа в Балтийском доме показали спектакль «Лерка», режиссер Андрей Прикотенко, драматург Василий Сигарев. Постановка получилась по-сигаревски беспросветная, единственное хорошее, что никто не сможет отнять у героев: мультики из детства. «Ну погоди», «Как львенок и черепаха пели песню». На финале на заднике сцены на большом экране показывают мультфильм. Лера, куда уходит детство?
Как и спектакль «Пиковая дама», «Лерка» идёт в формате «зритель на сцене»: нужно идти мимо актерского буфета. Как и в «Тане», перестановки декораций происходят на глазах у зрителей. Художники Олег Головко и Глеб Фильштинский нарисовали постсоветский быт: старинный буфет, пошарпанное временем кресло, провинциальный вокзал и кресла для ожидающих поезда, мрачная каморка работников железной дороги в канун Нового года…
Секрет успеха легендарного спектакля (премьера — 2009, восстановление — 2022) — его актёрский состав. Характерный актёр Егор Лесников, веселый пьяненький парень с пакетом из «Ленина», тут парень с тяжёлым детством, его мать в могиле (плиту сдадут на металлолом), отец в алкогольном угаре, а позже — вернувшийся из Чечни травмированный профессиональный убийца, «герой», не нужный своей стране. Мария Лысюк пронзительно играет Лерку, судьба обошлась с ней несправедливо, наносила жестокие удары с детства. В первой сцене, на чердаке дома, когда Диму (Лесникова) призывают в армию, а он хочет поехать в горячую точку («Что там делать будешь?». «А здесь что делать?»), герои обсуждают старое кладбище за окном. Атмосфера спектакля вообще кладбищенская, траурная. Этот отравился паленой водкой, та пыталась повеситься, но успели спасти.
Мы видим человеческие судьбы на фоне потрясений большой страны. Ельцин говорит: «Я устал», где-то там далеко война, на заводе людям платят зарплату мягкими игрушками, челноки продают барахло из сине-белых сумок, бандитские разборки и убийства тех, кто смог подняться — в порядке вещей. Яркая представительница глубинного народа — героиня Натальи Парашкиной, кассирша привокзального буфета, она грубая, бодяжит водку, но приходит на помощь ближнему…
В спектакль я въехала не сразу, и раздражало, что зрители смеются, это, видимо, защитная реакция. «Лерка» — это страшно, больно, невыносимо. Послушала подкаст с Сигаревым, он говорит, что с помощью искусства, своих фильмов и пьес, выражает боль этого мира: войны, потери близких, жизнь людей за Третьим транспортным. И ещё: «Любите и берегите друг друга». Такие спектакли нужно смотреть, чтобы не разучиться сопереживать. В мире происходит много чудовищных вещей, даже прямо сейчас, от некоторых новостей даже у меня мурашки. Не замечать этого — плохое решение, страшное не исчезнет. «Я много курю, но сквозь сиреневый мир я вижу мир как он есть» («Сплин»).
Я пошла на кладбище. Мне хотелось там что-то найти. Не знаю, что именно. Может быть, себя… («Волчок»).
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра