«Хора» с улыбкой архаики

В Петербурге до 11 августа продолжается фестиваль «Танец без ума от себя и от любви», созданный командой студии «Сдвиг». За три уикэнда можно было посмотреть 12 перформансов (4 из них еще впереди — 9-11 августа). Мы для знакомства с фестивалем выбрали один — на самой интригующей локации — заводе «Степан Разин». 2 августа в пространстве, где раньше базировался театр Fulcro, танцевальная художница Валентина Луценко представила свой авторский перформанс «Хора».

«Хора» создавалась около года назад в рамках программы художественных резиденций Дома культуры «ГЭС-2», где в сентябре прошлого года и была показана впервые. Но перформанс — явление, конечно, сайт-специфичное, поэтому московская версия на стерильной и обезличенной подземной парковке «ГЭС-2» наверняка во многом отличалась от петербургской премьеры в антураже фактурного завода со своей культурной историей. Вопреки ожиданиям (которыми поделились зрители на обсуждении) пространство было соразмерно художнице и организовано классически, фронтально — зрители расположились строгими рядами. Вначале была статика: мы увидели Валентину в дальнем правом углу с продуктовой тележкой. Затем, оставив тележку, художница поступательно и импульсно стала наращивать движение и его амплитуду. Отвечая на вопросы зрителей после перформанса, Валентина пояснила, что в основе работы был интерес к таким параметрам пространства и времени, как обратная перспектива, зеркальность, возможность перемотки и монтажа. Действительно, движение, умноженное богатством теней за счет удачно выстроенного света, будто перемешивало и перекраивало пласты происходящего.

В какой-то момент партнером Валентины стал дождь (шедший в тот день и снаружи), но сценически он отвечал художественному замыслу, а не руинированности завода. Окончательно перформанс перестал быть соло, заявленным в анонсе, когда на сцене появился плюшевый сенбернар, играючи уведший тележку с продуктами и попутно открывший портал наружу. В московской версии интервенцию совершал сиамский кот, перемена объясняется спецификой петербургского рынка аренды костюмов (сенбернар даже снимался в какой-то серии «Улиц разбитых фонарей») и органикой артиста, введенного на роль для фестивального показа. Оказавшейся без тележки — привязки к материальному — героине осталось искать укрытия под эфемерным золотым «одеялом», лежавшим слева на авансцене с самого начала. Буквально растворившись под ним, золотым стелящимся облаком она начала движение к свету — в тот самый портал, открытый собакой.

Музыку к перформансу написал Вангелино Курентзис, и в ней динамика драматургии ощущалась даже более контрастно, чем в танце. Начинаясь с доминирующих над пространством шумов, через декламацию поэзии Георга Тракля (в оригинале, на немецком), она вышла в тонкую инструментальную лирику. Название «Хора» подробно объяснено в анонсе: «Понятие «хора» впервые встречается в трактате Платона «Тимей». Философ обозначил им некое «материнское пространство», поле возможностей, которое дает всему живому начало и потенциал для самоопределения, способствует возникновению законов бытия и социально-политической жизни. Вместе с тем так обозначали бесхозную, неосвоенную территорию за пределами древнегреческого полиса. Позднее этот термин возникает в психоаналитических трудах Юлии Кристевой, которая наделяет его дополнительным смыслом: место заботы. Это стадия развития сознания до того момента, когда человек начинает изучать свое тело и так обретает чувство собственной идентичности. Таким образом, под «хорой» можно понимать опыт взаимодействия с окружающей действительностью, ограниченный ритмом голоса и движений тела. В подобные моменты ощущается напряжение между реальным и символическим мирами».

Однако у меня возникали дополнительные интерпретации: смешивались хорео (др.-греч. χορεία — хоровод) и кора (др.-греч. κόρη — девушка) — и получалась буквально «танцующая девушка» с оттенком античной архаики, хитрыми глазами древней гармонии, вечной динамики, спрятанной в статике. Как тут ни вспомнить «Древний ужас» Бакста?

Отдельно хочется сказать об атмосфере фестиваля, ставшей одним из впечатлений вечера. Насколько можно судить со стороны, в Петербурге многочисленное и сплоченное танцевальное сообщество. Извилистую дорогу на завод сквозь дождь можно было без труда определить по красивым людям, уверенно следовавшим мимо шлагбаума ко входу, был аншлаг. Подавляющее большинство осталось на обсуждение после показа, и щедрый обмен впечатлениями значительно обогатил мое восприятие. Мнениями делились как профессионалы, так и неофиты. Если вам тоже захотелось приобщиться — выбирайте любой из 4 показов в эти выходные, причем 3 из них бесплатны как результаты лабораторий фестиваля: https://sdvig.space/tanecbezumaotsebya/

Текст: Лиза Ординарцева

Фото: Екатерина Малыгина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения