ХОЧЕТСЯ ПРОЗРЕТЬ ЭТОТ ЗАМЫСЕЛ И ЕМУ СООТВЕТСТВОВАТЬ

ХОЧЕТСЯ ПРОЗРЕТЬ ЭТОТ ЗАМЫСЕЛ И ЕМУ СООТВЕТСТВОВАТЬ…к 30-летию творческой деятельности артиста Театра им.В.Ф.Комиссаржевской РОДИОНА ПРИХОДЬКО.

Загородил полнеба гений. Не по тебе его ступени. Но даже под его стопой. Ты должен стать самим собой…(А.Тарковский)

1 августа 2024 года исполняется 30 лет работы в театре Приходько Родиона Андреевича. Он окончил Санкт-Петербургскую Академию в 1993 г., и с 1994 г. официально был принят в труппу Комиссаржевки, хотя на эту сцену он вышел еще студентом, приняв участие в спектаклях Рубена Агамирзяна «Дни Турбиных», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович». Его педагогами были актеры Театра - народные артисты России Тамара Абросимова и Ефим Каменецкий. За годы работы в театре он сыграл более 40 ролей. Родиону Приходько везло не только на авторов, но и на режиссеров. Его уникальная одаренность синтетического актера сразу была замечена и с успехом реализована режиссерами В. Пази, В. Фильштинским, А.Морфовым, А.Баргманом, Л.Алимовым.

Воздушный Ариэль и сломавшийся, пропивший душу поэт из «Ваала», трогательно задиристый Лизандр в рэперских штанах и с морковным ежиком на голове из «Сна в летнюю ночь» и недотепа-крестьянин Пьеро из «Дон Жуана», астроном-мечтатель Миррою и виртуозный карьерист-взяточник Белогубов из «Доходного места», любвеобильный прохиндей Рауль из «Мыльных ангелов» и гротескный Рафль из «Тюркаре», самовлюбленный художник-авангардист в «Графомане» и красавец Март в детской сказке «Двенадцать месяцев»; человек - функция в спектакле «Прикинь, что ты Бог», нашедший свою потерянную душу, - и великолепный в своем комизме Шлюкер Тощий из спектакля «Холодное сердце», шаржированный интеллигент-пьяница в спектакле «Я вернулся в мой город…» и гомерически смешной врач с «говорящей» фамилией Рукосуев в спектакле «Двадцать минут с ангелом». Трепетная вибрация таланта Приходько нередко определяет уровень спектаклей, в которых он участвует. Так, роль художника-авангардиста в «Графомане» уверенно и точно выражает стиль постановки - «провинциальной фантасмагории».

Отдельных слов заслуживают недавние работы актера – Комаровский в спектакле «Доктор Живаго» по роману Б.Пастернака, Штольц в «Обломове» по роману И.Гончарова и три разных персонажа в спектакле «Новеллы о любви» по произведениям Ги де Мопассана. Комаровский-Приходько играет даже не конкретный образ, а точный типаж целого «племени» умных подлецов, наживающихся на людском горе: «В романе, как и в молитве, действительно практически отсутствует персонифицированное зло, разве что считать таковым адвоката Виктора Ипполитовича Комаровского (в спектакле блестяще сыгранного Родионом Приходько), погубившего отца главного героя и в конце концов разлучившего Живаго и Лару, но истинная разрушительная сила безлична и потому непостижима…» (А.Григорян. О «Докторе Живаго» в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской// журнал «Октябрь»).

Своё понимание образа Штольца внес актер Р.Приходько в спектакль «Обломов»: «…(Штольцу) в спектакле отводится немного места, но Родион Приходько убеждает нас в безусловной положительности своего строгого, рассудительного и страдающего героя. Его Штольц совершенно русский немец, каким позже станет чеховский Тузенбах» (Е.Алексеева/ СПб Ведомости). «От привычной «обломовщины» он уводит нас в сторону человека как такового. Мы привыкли видеть Обломова противостоящим Штольцу, но в спектакле, Штольц, в первую очередь, старый друг, а затем уже активный участник жизни (…). Легкий, дружелюбный, слегка насмешливый, короче, «хороший парень», обаятельно сыгранный Родионом Приходько. Он не давит собранностью, деловитостью, дарит то, что от него ждут — сочувствие. Андрей Иванович обставляет дела Ильи Ильича незаметно, без особого напряжения» (М.Берлина/журнал «Сцена»).

Замечательные образы создал актер в спектакле «Новеллы о любви»: шаржированный судья, предлагающий влюбленной в юношу вдове руку и сердце в виде снятого с голого черепа парика; восторженный Антуан Буатель, так и не женившийся на чернокожей возлюбленной; г-н Соваж, торговец галантереей и любитель рыбной ловли, ставший по воле судьбы солдатом и не предавший Францию; отец молодого человека, отправившегося учиться в Париж… Все эти образы, созданные актером, - забавные, смешные, порою пронзающие трагизмом, сыграны актером с точным попаданием и чувством меры, с тонким юмором и знанием человеческой природы… «Комизм и гротеск создают ощущение того, что на сцене комедия. Актеры застывают с широко открытыми ртами и вытаращенными глазами, когда Буатель с неизменной лопатой в руках (Родион Приходько) рассказывает печальную историю о том, как он не решился на романтические отношения с темнокожей возлюбленной» (И.Зайцева, журнал «Около»).

В последние годы в образах Родиона Приходько все более и явственнее проступают черты комизма на грани гротеска и тонкий, изощренный юмор, свойственный актерам-интеллектуалам. Хочется пожелать Родиону Андреевичу новых открытий в его творческой разнообразной палитре, тонкого поступенного исследования собственного таланта через достойные роли.

Из интервью с юбиляром:

"Как-то мы с мамой пришли в зубную поликлинику - у меня зубы криво росли. Когда я сел в зубоврачебное кресло, зубной техник сказала: «да, у него зубы растут кривовато, но терпимо – он же не собирается быть артистом?» - и в тот момент я понял, что это важно. Мама еще не знала о моем желании, но с того момента я стал терпимо относиться к тому, что меня водили исправлять зубы, что-то удаляли, сверлили челюсть…. Когда мне было 14, папа мне сказал: «Я что-то не понимаю – кем ты собираешься быть. Хотя можешь быть кем угодно, только не клоуном!». Когда мы приехали к дяде на дачу, он привычно пошутил: «ну что, поступил? В театр музыки..» – я подхватил: «и кинематографии… « - Понятно… Ну ладно, пойдемте за стол…». Кому-то мы уже сказали про театральный. И вот все собрались за столом, стали есть. И вдруг дядя снова спрашивает: «Ну ладно, куда ты поступил?» – а дочь его растерянно: «ну ты же сам сказал – в театр музыки и кинематографии…» - это было как немая сцена из «Ревизора»: оказывается, про «театр музыки и кинематографии» дядя шутил!".

Коллеги и партнеры об актере:

Заслуженная артистка России МАРГАРИТА БЫЧКОВА: "Первая наша очень близкая сценическая встреча с Родионом Андреевичем Приходько не только душой, но и телом произошла в спектакле «Дама с камелиями» - мы были танцующей парой. Родион Андреевич приходил в театр прямо из армии, потому что служил тогда в оркестре, и ему было позволено посещать репетиции. Он - молодой, юный, нежный, трогательный – сразу был брошен в эротические танцы… Он очень трогательно относился к этому, и с этого начался наш сценический дуэт. Мы с Родионом сыграли очень много вместе – все морфовские постановки – «Мыльные ангелы», «Сон в летнюю ночь», «Ваал». Обожаю наших Куку и Мирою в спектакле «Безымянная звезда» - я там влюблена в него по уши, хотя его старше. И в этом тоже есть некий шарм: взрослая учительница влюблена в молодого учителя. Это мы придумали вместе, и, мне кажется, из-за этого спектакль становится объемней. Пройдя такой огромный творческий сценический путь вместе, мы стали очень близки. И еще очень важное: Родион – мой крестный папа, он меня крестил. Родион - честный человек. А если он честен, то честен во всем: он честен на сцене, он честен в жизни, он дотошный, он будет разбираться, он не поддается первому эмоциональному всплеску, он умеет слушать, размышлять и делать выводы. В этом его сила. А еще в самом сочетании слов «Родион Андреевич Приходько» есть некая изюминка. Он особенный, не похож ни на кого, у него особое видение жизни, у него особое чувство правды, особое чувство подлинности, особое понятие любви. Он удивительный, и я его очень люблю. Еще у нас гримерки рядышком, через стенку. Помню, нам нужно было играть капустник, и мы куда-то ехали на машине нашей капустной бригадой. Перед Троицким мостом нас остановила милиция, была проверка документов. У всех проверили, а у Родиона документов не оказалось, только наше театральное удостоверение. Оно оказалось просроченным, и ему предложили пойти в «козелок». Родион послушно пошел… А когда в Македонии он вышел «в стекло» (там витрина оказалась вымытой так, что стекло было совсем незаметным), то достал кошелечек и начал подсчитывать деньги, чтобы расплатиться за испорченную витрину….Что же качается будущего пожилого возраста, про который Вы спрашиваете, я вообще его не представляю пожилым. Потому что Родион Андреевич – абсолютное воплощение Дориана, у которого был портрет, который за него старел. За 30 оет. Что я его знаю, Родион Приходько совсем не изменился внегшне – ни фигурой, ни силой, ни внешностью. У него нет ни одной морщинки. У него, наверное, живая вода где-то в гримерке стоит – надо, наверное, ее поискать… Я хочу пожелать ему творческой деятельности, потому что это ему необходимо, он имеет полное право на эту творческую деятельность. А еще, конечно, здоровья, сил, мудрости, чтобы всё было хорошо".

Артист ЮРИЙ ЕРШОВ:

"Его особость, его изюминка, наверное, в безотказности: он очень отзывчивый, сердечный, готов помочь буквально во всем. И мне почему-то кажется, что любому - в этом его человечность. И в профессиональном плане он всегда готов что-то подсказать с высоты своего стажа, опыта: как выгоднее или более эффектно сделать рисунок роли. Про помощь я говорю не голословно, потому что и мне он не раз помогал. Если говорить про роли, то мне нравится, что они все разные. Мне нравится тот образ, какой он создал в «Безымянной звезде» - нежный, трогательный, и в то же время – какой-то летящий персонаж, в который невозможно не влюбиться. У меня было потрясение, когда я первый раз увидел спектакль «Буря» и его Ариэля. Образ, созданный Родионом, был воздушным, прозрачным и во-многом определял спектакль. Он создавал атмосферу в этом спектакле. По поводу партнерства – это особая статья. Он подхватывает, всегда выручает и в качестве актера, и в качестве режиссера. Он всегда умеет отстраниться, что-то «подкрутить», подрежиссировать, особенно в отсутствие самого режиссера, как это было у нас в спектакле «Скелет в шкафу». Мы оказались без режиссера, и Родион согласился вместе с Владимиром Аркадьевичем Богдановым быть режиссером – он нас вёл. И мы совместными усилиями довели этот, можно сказать, безнадежный проект до премьеры и играли какое-то время. А еще мне кажется, что Родион - человек увлекающийся и азартный…".

Материал подготовила С.Володина

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения