В кабаре «Шум» полумрак, искорки дискошара попадают на лица зрителей, на полу стоит баян, а в углу букет гладиолусов. Бюст Маяковского, не мигая, смотрит на сцену, а свечи плавятся сильнее обычного. Все ждут. В этот вечер, 31 июля, со сцены будут звучать сонеты Шекспира, которым будут вторить аккордеон и фортепьяно.
Шекспира со сцены слушать бывает трудно, кажется, он писал так давно и о чём-то очень туманном. Но сегодня со сцены стихотворения Шекспира будет читать Иван Федорук. Иван служит в БДТ, его можно видеть в значимых ролях во многих спектаклях. А с Шекспиром его связывает давняя история, ведь именно он исполняет роль Ромео в спектакле «Джульетта», поставленном режиссёрами Тийтом Оясоо и Эне-Лийс Семпер.
В спектакле звучат двадцать сонетов Шекспира. Иван не просто декламирует стихи, каждая строка пропущена через себя, поэтому слова доходят до ума и сердца. Казавшиеся раньше витиеватыми и старинными, они снова обретают смысл и чувство. Можно услышать, как поэт рассказывает о раздирающих его любви и страсти, страдает от одиночества, упивается пейзажами или ведёт сокровенную беседу с другом. Это новое понятное слово оказывает гипнотическое действие, следуешь за словами, взглядом, жестами актёра. Заказанные напитки остаются нетронутыми, всё внимание на сцену, где идёт этот доверительный разговор. Таинство рождения стихотворения. Поэзия любит звук, нельзя читать стихотворения беззвучно. Музыку стиха органично продолжает исполнение классических произведений на аккордеоне. За музыку отвечает артист оркестра БДТ Владимир Розанов. Но он не просто артист, у него есть сольный концерт в проекте «Фонотека» БДТ. Владимир на вечере исполняет не только классику, но и собственные сочинения. Отдельные произведения созданы специально для этого вечера. Не всегда классика способна выразить чувства автора, тогда музыкальные перформативные номера дополняют и усиливают ритм стиха.
Время летит незаметно, ритм динамичный, о скуке нет и речи. Только обрывается строфа, как её поддерживает звук. Любовной лирики много, она хороша, иногда кажется, что ты Джульетта, которая вышла летним вечером на балкон. «Ромео! Ромео, о зачем же ты Ромео?». Даже если вы знаете сонеты наизусть, то можно попробовать догадаться, где они звучат в переводе Маршака, а где в переводе Пастернака.
Когда чтения заканчиваются, вечер на этом не обрывается. Артисты, взяв небольшую паузу после, готовы общаться со зрителями. Ведь про Шекспира, стихи, любовь и музыку можно говорить бесконечно. А для этого вечера Иван подготовил сюрприз — он прочитал монолог Джульетты. Интересно слушать его в прочтении актёра-мужчины, и тем более исполняющего роль Ромео.
Текст: Наталья Яковлева
Фото из открытых источников