БАЛЕТ «ИВАН ГРОЗНЫЙ» НА ФЕСТИВАЛЕ «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ»

Текущий театральный сезон Мариинского и Большого театров ознаменован тем, что спустя два десятилетия возобновились обменные гастроли между двумя главными театрами оперы и балета нашей страны. А XXXII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» включил в свою обширную программу спектакль Большого тетра — знаменитый балет Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева «Иван Грозный» (в хореографической редакции 2012 года), да еще привез разные составы исполнителей! Такое балетное пиршество – истинный подарок петербургским балетоманам.

Премьера «Ивана Грозного» состоялась в 1975 году в Большом театре. Партитуру балета составила музыка Сергея Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный», «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский» и Третьей симфонии. Композицию из всех этих произведений создал Михаил Чулаки. По словам Григоровича, Чулаки был влюблен в Прокофьева, так же как и сам Юрий Николаевич, и так же как Сергей Эйзенштейн, снявший фильм «Иван Грозный» в 1944 году и считавший, что музыка Прокофьева «удивительно пластична, нигде не становится иллюстрацией, но, всюду сверкая торжествующей образностью, она поразительно раскрывает внутренний ход явлений, его динамическую структуру, в которой воплощаются эмоции и смысл события». Что интересно, у либретто этого балета, которое Юрий Григорович написал сам, не было никакого конкретного литературного источника, Григорович основывался на исторических материалах. Сценография и костюмы Симона Вирсаладзе. Юрий Григорович считает работу Вирсаладзе вдохновенной и восхищается ею: «Симон впервые работал с материалом Древней Руси и совершил в этом направлении настоящие сценические открытия, например, решив костюмы танцующих бояр, многоплановое, трансформирующееся храмовое пространство и многое другое». Научный консультант постановки – профессор-историк Александр Зимин. Дирижер—постановщик – Василий Синайский.

В премьерном спектакле 1975 года танцевали Юрий Владимиров (Иван IV), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (Князь Курбский), дирижировал Альгис Жюрайтис. «Ивана Грозного» привозили на гастроли в США, Францию, Чехию, Германию, Аргентину, Бразилию, а также в Ленинград. Юрий Григорович еще трижды ставил этот балет: в Парижской национальной опере, в театре «Кремлевский балет» (ему хотелось посмотреть, как звучит тема царя Ивана Грозного вблизи его исторической резиденции, под колокольней Ивана Великого) и в Краснодарском театре балета. Юрий Григорович считает, что у него, как у хореографа, сценический танец вызвала к жизни именно музыка Прокофьева, и что все темы балета «управляемы этой стихией звука и ритма, этим мощно заряженным и неудержимым эпическим потоком».

В драматургии «Ивана Грозного» история перемежалась преданиями. Сюжет балета делает акцент на главные события как в жизни его персонажей, так и государства: венчание Ивана IV на царство, смотрины и свадьбу с Анастасией, победу над иноземцами, болезнь Ивана, заговор бояр, опричнину. Исторические фигуры – сам царь, его жена, бояре, народ, опричники и воины врагов Руси – соседствуют с аллегорическими, например, Ликами смерти и Вестниками победы. Спектакль ведет шестерка звонарей, предвосхищающих праздничными перезвонами и трагическим набатом очередной поворот судьбы в жизни действующих лиц. В спектакле много сцен с участием мужского кордебалета: мощные сцены битв, сцены с боярами и опричниками и сольных мужских партий. Сцены битв — стремительны, полны бешеной энергии, преобладает силовая манера танца. Хореографические монологи главных персонажей раскрывают их внутренний мир и палитру переживаний: драму Курбского, попавшего в сеть придворных интриг и не способного выпутаться из нее; кроткую радость и печаль Анастасии, безропотно идущей на смерть; конфликт Ивана-царя с Иваном-человеком. Юрий Григорович очень точно описывает свое понимание пути Ивана IV, изложенного им в балете: «Сцены из жизни царя, как они у нас собраны и организованы, говорят о том, что движение от власти к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Иван-воин, «воевавший Казань» и вступивший в Москву под трубные возгласы народа, в финале балета готовится услышать трубу архангела и предстать на Страшном суде, в который он верил: «Я же верю в Страшный суд, когда все души и тела всех людей, царей и нищих будут собраны, судимы за свои дела и разделены на две части по их делам».

После того, как руками князя Курбского бояре отравили Анастасию, вокруг них кружатся Лики смерти, поскольку бояре ожидают мести царя. Эта сцена очень впечатляюще создана Григоровичем: бояре и Лики смерти танцуют в двух кругах: во внутреннем – бояре, во внешнем – Лики. Таким образом, создается ощущение, что из замкнутого круга смерти боярам выхода нет.

Почти вся музыка балета, за исключением нескольких сцен, например, лирического дуэта Ивана и Анастасии, тревожная и напряженная, но при этом чрезвычайно образная. На петербургские гастроли Большой театр привез свои лучшие силы: Ивана Грозного танцевали премьеры Артемий Беляков (дважды) и Игорь Цвирко; Анастасию – прима-балерины Светлана Захарова, Евгения Образцова и Анна Никулина; Князя Курбского – премьеры Денис Родькин и Артем Овчаренко (дважды). Все участники спектаклей исполняли свои партии виртуозно, а групповые танцы – с впечатляющей синхронностью. У Ивана Грозного – самая большая и сложная партия и, как пишет театральный обозреватель Мария Козлова, «со сложнейшими каскадами прыжков и пируэтов, динамичным рисунком танца и мощной эмоциональной составляющей. Тут без харизматичности, клокочущей энергии и высочайшей, вершинной балетной техники не явить публике замысел Григоровича. … Партия для танцовщиков абсолютно экстраординарного дарования. Артемий Беляков был магнетическим Иваном Грозным, приковывающим внимание и в сольных «царских» танцах, и в дуэте с Анной Никулиной (Анастасией), и в гротескном танце в маске смерти».

Оркестром Большого театра все три спектакля управлял Павел Сорокин, соло в оркестре исполняли Владимир Скляревский (скрипка), Борис Лифановский (виолончель), Софья Беляева (гобой), Алексей Корнильев (труба), Эркин Юсупов (тромбон). В постановке участвовал детский хор Большого театра. «Ивана судят уже четыре века, — рассказывает Юрий Григорович. – Отношение к нему периодически меняется: кто-то Ивана Грозного считает великим учителем, кто-то – исчадием ада. Но интересно, что его фигура всё не уходит и не уходит из народного сознания. В этом нескончаемом потоке времени балетный театр ищет и свою художественную истину».

Текст: Людмила Лаврова

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения