Алексей Одинг: «В последнее время больше стал любить репетиции, а не выход на сцену»

Алексей Одинг — известный актер театра и кино. Он хорошо знаком петербургским театралам, ведь в этом году исполняется 25 лет как артист служит в Молодежном театре на Фонтанке. Он выпускник самого первого курса мастерской Семена Спивака. Окончив в 1999 году СБГАТИ (ныне — РГИСИ), Алексей связал свою жизнь с театром в Измайловском саду. Беня из «Криков из Одессы», Тарталья из «Короля-оленя», матрос Панкрат из «Касатки», маркиз д’Орсиньи из «Кабалы святош/Мольер»… В связи с большой занятостью артиста, мы встретились прямо во время антракта спектакля «Любовные кружева», где он занят в роли Василия Сыромятова.

ОКОЛО: Алексей, вы не часто даете интервью, поэтому о вас хочется знать все. Давайте начнем с истоков. Расскажите, как вы решили связать свою жизнь с актерской профессией?

А.О.: Это мистическая ситуация. Я после 8 класса поступил в инженерную школу электроники, отучился три курса и за это время познакомился там с театральной студией. Также у меня была своя рок-группа — я пел, играл на гитаре… И однажды понял, что с электроникой у меня не складывается никак, зато заметил, что ни один праздничный вечер в инженерной школе без моего участия не обходится — КВНы, дни рождения, отчетные концерты… И мне в конце третьего курса поступило предложение от деканата — они мне делают нормальный аттестат, а я от них ухожу в театральный (смеется — прим. «Около»). И я согласился — я уже дошел до кризиса в своей музыкальной группе, понимал, что, если хочу продолжать заниматься музыкой, то надо выходить на другой уровень, а в консерваторию меня не возьмут, а вот в театральный можно было попробовать податься — там же и поют, вроде, и танцуют… То, что мне надо. Пошел поступать очень наивный — таких нас было двое — я и мой любимый сокурсник, мой друг Роман Агеев. Мы на поступлении выглядели крайне неформально, бритые налысо, у педагогов складывалось впечатление, что мы просто поспорили, мол, а слабо в театральный поступить? И если бы не Семен Яковлевич… Вот везде есть рука провидения — ни один бы другой мастер нас в тот год не взял. А набирали тогда Томошевский, Шведерский, Сонин, Толубеев. Семен Яковлевич был очень продвинутым мастером, и я поступал только к нему — я был уверен, что поступлю почему-то. Так и произошло. Мистика. И вот 25 лет прошло как один день. Не каждый артист может похвастаться, что играет в дипломном спектакле своего курса спустя четверть века. А постановка «Крики из Одессы» начала свой долгий путь 2 мая 1998 года и до сих пор в репертуаре. Он яркий, он живой. Это ли не мистика?..

ОКОЛО: Каково это — работать со Спиваком?

А.О.: Он философ. Он объясняет образами и этим «берет», наверное, всех своих учеников и зрителей. Как режиссер он диктатор, жесткий. Он сам про себя говорит «Я не добрый, ребята». Хотя со временем стал мягче, чаще идет на компромиссы — я сравниваю себя с теми студентами, которые только что выпустились, и это разный Спивак, разное отношение. Но благодаря такому жесткому воспитанию я воспринимаю свою работу как службу. У меня нет таких понятий «я выходной, меня не трогать», я всегда выручу, если надо. Был случай, меня угораздило руку сломать и температуру под сорок схватить, и это случилось накануне «Короля-оленя». И я сыграл спектакль. Мне было бы стыдно перед залом – не выйти.

ОКОЛО: В вашем творческом багаже множество разноплановых ролей. Какая из них дается вам сложнее всего — физически или морально?

А.О.: Все роли вынашиваются, выпестоваются. Мне не хочется делать роль просто, так, как кажется на первый взгляд, банально, как написано. Хочется понять, разобраться…

Что касается разноплановости ролей — так получилось, что у меня много вводов в спектакли. Это и «В день свадьбы» Спивака, и «Старые дома» режиссера Адександра Кладько… Последний ввод был в «Вассу» на роль Прохора Железнова. Было очень сложно, но постепенно нашел ключ к герою. Мы же в театре много репетируем, творческий процесс идет постоянно. Если роль захватывает, я это состояние и домой приношу, проверяю, анализирую — моя жена (заслуженная артистка России Алла Одинг, также служит в Молодежном театре на Фонтанке — прим. «Около») порой просто стонет от меня.

Вторая большая роль после Бени из «Криков из Одессы» — это Тарталья из спектакля «Король-олень» Геннадия Тростянецкого. Конечно, мне уже тяжело её физически играть, но что делать.

ОКОЛО: Помните ваш первый выход на сцену?

А.О.: Я очень хорошо помню как мы с Ромкой Агеевым решили, что мы уже настоящие артисты, когда вместе увидели свои фамилии в списке поступивших в институт. Мы шли по Моховой и бурно обсуждали, когда же мы, наконец, выйдем на профессиональную сцену и начнем творить искусство (смеется — прим. «Около»). Это мощное воспоминание. И только спустя 4 года после этого случились «Крики из Одессы». Мы очень долго его выпускали, по ночам репетировали…

ОКОЛО: Как вы настраиваетесь на спектакль?

А.О.: Я живу недалеко от театра, буквально минут 20-25 нога за ногу по Фонтанке, и люблю ходить пешком перед спектаклем, смотреть по сторонам. Текст не повторяю, просто созерцаю и пытаюсь остановить внутренний монолог. В театре быстро растанцовка-распевка, и я готов идти на сцену. Знаю, что многие артисты начинают за много часов настраиваться на роль, но это не моя история. Я и костюм надеваю в последний момент для того, может, чтобы не перегореть.

ОКОЛО: Что помогает не скатываться в рутину? Ведь спектакли играются годами, десятилетиями.

А.О.: Я себя считаю вечным учеником. Я наблюдаю жизнь. Нас Семен Яковлевич научил, что жизнь шире любого искусства, и порой даже на обычном рынке можно такие вещи увидеть, что они сразу пойдут в спектакль. Мне кажется, у любого артиста это самая главная работа — наблюдать, впитывать эти парадоксальные «сливки жизни», так как жизнь самый лучший режиссер, я много раз в этом убеждался.

ОКОЛО: По какому спектаклю, которого уже нет в репертуаре Молодежке, вы скучаете?

А.О.: Таких нет. А что скучать? У каждого спектакля свой срок жизни. Но самый любимый мой спектакль у Спивака это «Дорогая Елена Сергеевна» в золотом составе. Я много раз его смотрел, и круче по воздействию спектакля я в жизни больше не встречал.

ОКОЛО: Что вы любите больше всего в своей профессии?

А.О.: Учебу. Потому что в последнее время больше стал любить репетиции, а не выход на сцену. Я понял, что получаю гораздо большее наслаждение от репетиционного процесса — в это время расширяется сознание, ты постигаешь новое, то, что до этого момента не знал. Когда из ничего начинает рождаться сцена — это самые живые и завораживающие моменты. Это просто чудо. Без философии и пафоса, просто чудо. Это оказывает сильное воздействие, потрясает. Как будто сгусток мысли материализуется благодаря каким-то художественным находкам. А в видении Спивака это еще усиливается, и получается гремучая правда жизни.

ОКОЛО: А как вы переключаетесь с творческих дел на обычные? Какое у вас хобби, как вы отдыхаете?

А.О.: У меня есть дача. По полгода мы с супругой там живем, там переключаемся, набираемся сил. Приезжаю после спектакля, долго сижу с любимыми собаками на темной веранде, курю…

Текст: Дарина Львова

Фото: Наталья Тютрюмова, Юлия Кудряшова-Белокрыс

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения