Вызывает Варшава

«Варшавская мелодия» Сергея Щипицина в МДТ (премьера была в 2007) по пьесе Леонида Зорина — нежная и грустная история о несбывшейся любви, о людях, которые спасовали, не стали бороться за свое счастье. Витек-Виктор (Евгений Санников) в начале спектакля выходит из зрительного зала в стариковских очках, в шарфе, чтобы не простудиться в весенней Москве. Сейчас он будет вспоминать сладкие моменты прошлой жизни, через которую, как безымянная звезда, пронеслась Гелена (Уршула Малка). Уршула маленькая, смешная трогательная, хрупкая, с голосом как родничок, единственная из трех виденных мною питерских Гелен, которой не нужно играть акцент.

Я думаю, для этой пьесы важно не уходить сразу в драму, ведь большую часть действия у героев все хорошо. Они молоды, влюблены, она — певица, он винодел, у них как будто всё впереди, война закончилась, дальше — светлая радостная жизнь. И действительно — всё условное первое действие (спектакль идёт без антракта) зритель смеётся над смешными словечками Гели, тем, как аристократично она подаёт себя, и как подчеркнуто брутален и местами неотесан Витек).

ВИКТОР. Варшавские девушки знают себе цену.

ГЕЛЯ. Все девушки должны знать себе цену. Непобедимость идет от достоинства.

Художник спектакля Алексей Порай-Кошиц создал на сцене мир Гелены, а для Виктора с его гантелями как будто нет места: всюду стоят пюпитры с нотами, ведь музыка — это единственное, что сохранит жизнь влюбленной девушки, когда СССР запретит браки советских граждан с иностранцами, и их любовь не проходит проверку. Мы видим душераздирающую сцену, как Геля просит любимого придумать что-нибудь, а он просто молчит. Когда Гелена уплывает к другим берегам, Виктор вешает на спинку стула шинель, переодевается в костюм. Оба вдруг повзрослели и жизни их идут уже параллельно.

Знаю, что есть те, кто считает Виктора отрицательным персонажем. Я так не думаю. Просто, наверное, он не настолько сильно любил Гелену, чтобы сражаться за неё, трудно его за это винить. Она же любит его и спустя десять, и спустя двадцать лет, но научилась жить с этим. Автор не оставил нам простора для надежды: «Он уходит всё дальше, дальше. И мелодия вечера звучит ему вслед». Режиссеры склоняются к открытому финалу. Он одинок, она одинока, их любовь, как настоящее вино, прошло выдержку неумолимым временем.

Текст: Алла Игнатенко

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения