В российский прокат 25 июля вышел инди-хоррор с Николасом Кэйджем в роли серийного убийцы. Этот фильм показал лучший бокс-оффис старт среди фильмов ужасов в 2024 году и стал самой коммерчески успешной картиной Кэйджа за последнюю декаду. Историю о противостоянии маньяка-сатаниста и агента ФБР срежиссировал Осгуд Перкинс – сын того самого Перкинса из классических хичкоковских хорроров («Психо»), и Перкинс-младший вполне претендует на роль законодателя стандартов хоррора эпохи постмодерна.
История «Собирателя душ» (оригинальное англоязычное название «Длинноногий») строится вокруг экзальтированного агента ФБР Ли Харкер, которая доверяет предчувствиям, носит пиджаки в стиле Клариссы Старлинг («Молчание ягнят») и совсем не удивляется происходящим вокруг нее паранормальным явлениям. Картина, на первый взгляд, кажется инди-прочтением вариаций на тему романа Томаса Харриса, подарившего всемирную славу Джоди Фостер и закрепившему равноправие полов в деле расследования серийных киноубийств, но не все так прямолинейно. С помощью практически исключительно статичных планов, придающих зрелищу одновременно театральность и тот стиль «независимого» кино, которое высоко котируется на таких знаковых инди-фестивалях, как Сандэнс и SXSW, создается напряжение между размеренной визуализацией и ужасами, которые переживает главная героиня и жертвы преступника, за которым она охотится. Особенный шарм действию придает то, что оно происходит в 90-х со всеми причитающимися атрибутами в виде проводных телефонов, газет и книг как основных источников информации вместо скроллинга интернета и непременных ФБР-овских служебных седанов «Форд».
Секрет успеха «Собирателя душ» кроется в смелом и неожиданном смешении буквально всех художественных ходов, которые только бывает в хоррорах. Здесь присутствуют мистика, сверхъестественные явления, немного слешэра, серийные убийства и даже сделка с дьяволом. Как только зритель начинает привыкать к одной из выбранных траекторий повествования – она тут же сменяется другой. Начинаясь как триллер в духе Дэвида Финчера, «Собиратель душ» затем становится ближе к «Секретным материалам», потом совершает кивок в сторону «Омена», далее обращается к сатанинским ритуалам и заканчивается сделкой с дьяволом. Переходы совершаются в те моменты, когда у зрителя начинает формироваться впечатление, что он во всем разобрался и дальнейшее развитие событий относительно раскрытия убийств главной героиней ему ясно. Но тут Перкинс добавляет несколько новых деталей, и вы снова не можете оторваться от экрана, пытаясь разобраться в происходящем и шансах на успех агента Ли Харкер.
Этот фильм – редкий пример успешного хоррора, который совмещает стильную визуализацию и непровисающий сюжет с постоянно высоким уровнем саспенса. Когда-то родоначальником современного визионерского полумистического саспенса выступил М.Найт Шьямалан со своими «Знаками» и «Таинственным лесом», затем перешедший к супергеройской мистике – «Сплит», религиозным мотивам – «Хижина в лесу» и голливудским головоломкам – «Ловушка». Продолжателем дела Шьямалана стал Ари Астер, который задал тон стиля и ужаса своими «Солнцестоянием» и «Реинкарнацией», но затем ударился в мир абсурда – «Все страхи Бо». Такое положение дел на ниве независимого хоррора оставило незанятую нишу для картин, интересных одновременно и критикам, и зрителя, чем и воспользовались создатели «Собирателя душ». Архетипические представления о дьяволе в виде желтых глаз, светящихся из темного и рогатого двуногого силуэта, преследует агента ФБР, который пытается разобраться с истоками домашнего насилия, собственной дисфункциональной семьей и предчувствием грядущей катастрофы.
Ли Харкер в исполнении Майки Монро – цельный персонаж с нотками аутистического расстройства, то есть именно такой, какой и способен, как мы знаем из «Охотника за разумом» Дэвида Финчера, противостоять любому маньяку. Стоит отметить, что «Собиратель душ» не брезгует использовать хоррор-шаблоны от уже упомянутого главного персонажа «не от мира сего» до эксцентричного вида преступника, чопорной монашки, таящей в подвале страшные тайны и даже несколько трансформированное обращение к куклам-вуду. Столь эклектичное смешение жанров не позволяет углубляться в подробности сюжета без спойлеров, и это свидетельствует в пользу того, что саспенс удался и зритель скорее всего забудет о попкорне и время от времени будет вглядываться в темные углы кинозала – а не маячит ли там знакомый рогатый силуэт? При этом опасения относительно того, что подобный микс может ознаменовать, что на экране начнет творится некий трэш и абсурд, как у Ари Астера, беспочвенны, так как сценарий движется по четкой и логичной (настолько, насколько может присутствовать логика у сверхъестественного) сюжетной линии от одного события к другому, а Майка Монро и Николас Кэйдж великолепно попадают в типажи главных персонажей. Для Майки Монро, специализирующейся на фильмах с путешествиями во времени, вторжениями инопланетян, преследованиями со стороны мистических сущностей и различных лиц с психическими расстройствами, «Собиратель душ» — еще одна картина из этого ряда бесконечной экранной «фантастики», но, пожалуй, самая кассово и зрительски успешная. Сравнимая, разве что, с «Оно следует» — одного из установочных фильмов ужасов последних лет, который обошелся в демонстрации мистики совсем без показа чего-либо сверхъестественного.
Второй бриллиант фильма – Николас Кэйдж, совершенно неузнаваемый в пластическом гриме, напоминающий короля Людовика XIV, если бы у него был доступ к пластической хирургии и дисморфофобия. Для Кэйджа, сыгравшего в последнее время Дракулу («Рэйнфилд»), Супермэна («Флэш») и готовящегося стать «Нуарным Человеком-пауком», роль маньяка-сатаниста — безусловно достойное пополнение фильмографии. Кино – это праздник, который никогда не кончается, и хоррор-сегмент – это огромная часть этой никогда не останавливающейся вселенной. С повсеместным распространением CGI и подешевевшим гримом, а также искусственной кровью массового производства, кинематографисты от заветов Альфреда Хичкока переместились в плоскость физиологичности и «BOOH!»-эффектов, забыв о таких терминах, как «напряжение» и «первобытный страх». И кому, как не сыну экранного Нормана Бэйтса, пристало напомнить публике, что качественный хоррор — это не отдельный сегмент, а вполне себе часть мирового кино.
Конечно же, «Собиратель душ» не предполагает философствований и размышлений на тему природы зла и борьбы с ней, походя замечая, что зло разлито в мире и лично каждый решает, поддаться ему или нет. Однако фильм рассказывает хорошую захватывающую историю, держа аудиторию в напряжении, но не прибегая к дешевым приемам, а полагаясь исключительно на изобретательность. Хорроры, как и комедии, по общему правилу никогда не претендуют на высокие кинонаграды вроде «Оскара», тем не менее «Собиратель душ» — это кинособытие, которое нельзя пропустить. Давно ли эталон эксцентричности Николас Кэйдж говорил вам с экрана «Слава Сатане!» и подмигивал?
Текст: Евгения Савкина