Шел дождь…

Поэзия и проза, театр и музыка, Питер и Свердловск… 19 июля в пространстве Новой Голландии в рамках проекта «Летний театр» состоялась премьера моноспектакля Михаила Тройника «Роттердамский дневник» по произведениям поэта Бориса Рыжего в сопровождении музыкантов группы «Курара».

Режиссер Петр Новиков предложил зрителям необычную конструкцию — спектакль-концерт, составляющими которой стали известный актер, набирающая с каждым годом все большую популярность инди-группа, а основой, держащей форму, — фигура культового поэта. К сожалению, Михаил Тройник или Петр Новиков подошли формально к подготовке спектакля — актер читал по бумажке, часто оговаривался и заметно волновался. На протяжении часового спектакля создавалось впечатление, что он не знает, куда себя деть на сцене. Надеюсь, к следующим спектаклям он будет более подготовленным, потому что сейчас это выглядит странно и сыровато. Что же касается «Курары», то тут все прозрачно — группа из Свердловска, важнейшего города в жизни Бориса Рыжего. Также музыканты много лет играли в Екатеринбурге прекрасный спектакль «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад», посвященный жизни и творчеству поэта. Жаль, что его буквально недавно окончательно изъяли из афиши — он игрался в Центре современной драматургии. Примечательно, что режиссер этого спектакля Семен Серзин — автор еще одной постановки о поэте «Как хорошо мы плохо жили» в петербургском независимом Невидимом театре. Это, кстати, тоже, спектакль-концерт.

Есть что-то неуловимо прекрасное в том, что фрагменты из «Роттердамского дневника» звучали в пространстве Новой Голландии — так появляется еще одна смысловая параллель. Пятничный теплый и чуть дождливый (это ж Питер!) вечер, круглая открытая во все стороны площадная сцена во дворе здания «Бутылка», публика рассаживается на трибуны на свободные места, звучит третий звонок (что было неожиданно в таком далеком от классических театров месте)… На сцене помимо инструментов находится стул и стол со стоящей на нем вазой с цветами. Минимализм, а больше и не надо. Под аплодисменты на сцену из зала поднимаются Михаил и музыканты, начинает работать довольно эффектное световое оборудование. Маракасы фронтмена «Курары» Олега Ягодина задают ритм, и Тройник начинает разворачивать перед нами калейдоскоп из эпизодов — воспоминания о детстве Рыжего, его жене и сыне, о знаковых местах — Вторчермете, Строймашине, Шинном, РТИ, Мясокомбинате, — и о людях, которые так или иначе влияли на его жизнь — здесь нашлось место и Евгению Рейну, и Николаю Коляде, и Александру Кушниру…

Спектакль строится на чередовании обрывков воспоминаний и музыки, образующих диалог. Кстати, как сказал Олег Ягодин после спектакля, вся музыка была абсолютной импровизацией. Да, были какие-то определенные сюжетные крючки, за которые они зацеплялись, но все музыкальное полотно — это чистый джем-сейшн на заданную тему. Например, мелодия усиливала безысходность и отчаянность эпизода в сумасшедшем доме. Иногда она служила ненавязчивым фоном, иногда — выступала на первый план. В какие-то моменты погружала в транс или заставляла встряхнуться.

Эпизоды выстроены в общую линию по принципу контраста — веселое всегда фигурирует рядом с грустным, удача с минутами творческого позора, счастье в личной жизни с ее полным крахом. И акцент в них ставится на памятные детские отголоски эмоций. «Человек живет воспоминаниями детства и мыслями о старости, если, конечно, ему больше нечем жить». Эти строчки звучат дважды — в начале и почти в финале спектакля, подталкивая зрителя к мысли о предопределенности и безнадежности в судьбе поэта. Чувствуется, как герой переживает, что не может вернуть прошлое — тех чувств и тех людей уже нет, но он хранит их в памяти. Добавляет печальных нот и неоднократное упоминание дождя, к тому же дождь несколько раз принимался идти и время действия, и хорошо, что от него спасал навес. Но надежда на хороший исход остается — в самом конце спектакля звучит вдохновляющая светлая музыка. Однажды всё будет хорошо.

Текст: Дарина Львова

Фото из соцсетей

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения