В рамках петербургских гастролей выпускники мастерской Бутусова в ГИТИСе 5 июля показали “Вишнёвый сад” на площадке Скороход. Режиссёр Егор Ковалёв сказал в интервью: “Мой мастер, Юрий Николаевич Бутусов, говорит, что не ты выбираешь пьесу, а она тебя. Мне вдруг показалось, что «Вишнёвый сад» очень современная и острая история для всех нас”. Проверку Чеховым пройти не так просто, он требует отбросить все штампы и взглянуть на пьесу новым взглядом, только так можно нащупать путь к этому автору. Это помогло найти актёрам и режиссёру связь с пьесой и автором, несмотря на то, что “семестра Чехова” у них не было.
Может показаться, что спектакль копирует стиль Бутусова, но это в корне неверно. Есть просто общие элементы, раскрашенные белым гримом лица, бой барабанов, вот, пожалуй, и всё. Главное, что постановка пытается вскрыть чувственную сторону героев, открыть перед зрителем их, действие летит с бешеным ритмом и в конце являет лицо героя без маски, которую смывают его слёзы.
Усадьба Раневской — это просто помост или же плот, где сбоку стоит пианино. Вот и все, что дано актёрам. Население усадьбы похоже на героев театра Семьянюки. Да и вообще, возможно, это всё сон Лопахина. Именно сценой с Лопахином, читающим пьесу Чехова, начинается спектакль. Лопахин, бубня, ничего не понимая, читает и засыпает. Он падает, разбивает нос, и тут появляется Раневская, тонкая и элегантная, утирает ему кровь платком. Не плачь, мужичок! Лопахин снова засыпает. Возникает троица встречающих: Фирс, Варя и Гаев. Они волнуются, притащили нелепый букет красных цветов, Гаев держит трубу, Фирс во фраке и цилиндре. Все всматриваются в даль, ждут Раневскую и Аню.
События представляются в масштабе клоунады и фарса. Раневская, со всклокоченными волосами, еле стоящая на высоченных каблуках, периодически теряющая туфлю, нервно дирижирует маленьким оркестриком обитателей усадьбы. Лопахин — тихий и печальный серьёзный мужчина с чувствами мальчишки. Он неуверенно переминается с ноги на ноги, ковыряет топор, который всегда с ним. Здесь он не лощёный богач, а тонкий, переживающий из-за неизбежности гибели усадьбы и сада человек.
Режиссёр Егор Ковалёв в центр происходящего ставит исследование Раневской, именно она здесь главный мотор. Ей в качестве рацио дан Лопахин. Фирс отвечает за дух этого места. Он колдун, шепчется с деревьями, показывает фокусы и лихо отбивает чечётку. Варя — деловая женщина, в огромном пиджаке и с девичьей косой. Самая трогательная сцена — это объяснение с Лопахиным, где каждый хочет признаться в любви, но ждёт этого от другого. Петя и Аня — витающий в мыслях о построении мира философ и оберегающая его земное существование муза. Незадачливый философ в порыве мысли забирается на пианино, но, когда творческий кураж проходит, он ужасается и не знает, как слезь с такой высоты. На таких тонко выстроенных ассоциациях внутреннего устройства личности героя и внешних поступков построен весь спектакль. Буйная жизнь стихает в конце, оборачивается предельным откровением каждого, и финальные слова выражают весь итог их жизни. Грим размазан, плот разобран, клоунада оставлена, в зал смотрят пронзительно, кто с мольбой, кто с вызовом. Конечно, все тут друг друга любят, оттого и делают больно, но по-другому, увы, не могут.
Текст: Наталья Яковлева
Фото оорганизаторов