Международный проект «Петербургские театральные мастерские» прошел в мае-июле 2024 года

Международный проект «Петербургские театральные мастерские» прошли в мае-июле 2024 года. Впервые проект был запущен Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в 2021 году – он стал одной из наиболее ярких и востребованных в русском зарубежье инициатив. С того времени конкурсный отбор, по результатам которого победители получали возможность пройти мастер-классы ведущих театральных специалистов Санкт-Петербурга, объявлялся уже трижды – в нём принимали участие театральные и вокально-хореографические коллективы, самодеятельные студии и объединения соотечественников, а также профессиональные русские театры, работающие за рубежом.

Партнерами проекта выступает Театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), Ассоциация деятелей русских театров зарубежья, Театра «Мастерская (Санкт-Петербург). 13 мая 2024 года проект стартовал в Таджикистане. Туда отправился творческий десант педагогов Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) – Санкт-Петербург. Это Калерия Викторовна Алексеева – педагог по сценическому движениюдоцент Российского государственного института сценических искусств. Михаил Валерьевич Каргапольцев – педагог по сценической речи Российского государственного института сценических искусств, режиссер, актёр, руководитель ЦЕХЪ театра (Санкт-Петербург).

В городе Худжанд прошла пресс-конференция с участием педагогов. Организаторами выступили представители Россотрудничества в Таджикистане. С 13 по 15 мая прошли занятия, в которых приняли участие актеры Государственного русского театра драмы и комедии имени А.С.Пушкина города Бустон, Государственного музыкального театра юного зрителя имени Одилджона Назарова города Худжанд, Театра Аштского района, студенты и педагоги Худжандского государственного университета имени академика Бободжона Гафурова. С 7 по 18 июня 2024 года совершил творческий вояж по городам Беларуси художник по свету Санкт-Петербургского театра «Мастерская», заместитель заведующего постановочно-осветительной частью второй сцены Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова (Каменноостровский театр) Максим Алексеевич Ахрамеев.

Мастер-классы по сценическому свету, состоящие из теоретической части и практической подготовки, прошли в трёх театрах Республики Беларусь: в Гомельском областном драматическом театре; в Гродненском областном театре кукол; в Белорусском государственном академическом театре юного зрителя (Минск).

10-12 июня 2024 года на площадке Театра-фестиваля «Балтийский дом» для административных специалистов зарубежных русских театров в режиме zoom-конференции прошли онлайн мастер-классы по театральному менеджмента.

Ведущими этих дистанционных занятий стали руководители ряда театров Санкт-Петербурга и стран ближнего зарубежья. Встреча началась с докладов о деятельности театров нашего города, которые были презентованы генеральным директором Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергеем Шубом, директором Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская» Михаилом Барсеговым и директором Академического театра Комедии им. Н.П.Акимова Алексеем Фрадиным.

Своим богатым опытом с представителями театров русского зарубежья поделилась директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя (Белоруссия, Минск) Вера Полякова-Макей. Слушателями дистанционных занятий стали менеджеры театров ближнего зарубежья (Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана) и других регионов мира.

С 25 по 27 июня 2024 года в городе Алмата (Казахстан) в Национальном русском театре драмы имени Михаила Лермонтова прошли мастер-классы по сценическому звуку. Педагогом, которая провела теоретические и практические занятия, выступила звукорежиссер, начальник звукового цеха Театра-фестиваля «Балтийский дом» Екатерина Андреевна Вербицкая.

Ключевым событием проекта стала постановка спектакля в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана (Ташкент). Над созданием спектакля «Сказки Мельпомены» по рассказам А.П.Чехова совместно с коллегами из русского театра Узбекистана работала постановочная группа из Санкт-Петербурга в лице режиссёра Виктора Бугакова и художника Антона Батанова. Спектакль был выпущен 6 июля 2024 года.

Постановка спектакля в одном из русских театров ближнего зарубежья осуществляется уже в третий раз. В 2022 году в рамках «Петербургских театральных мастерских» в Гомельском областном драматическом театре санкт-петербургский режиссер Роман Габриа создал спектакль «Маленькие трагедии», а в 2023 году в Азербайджанском Государственном академическом русском драматическом театре им. Самеда Вургуна режиссер Игорь Коняев осуществил постановку спектакля «Капитанская дочка». Оба спектакля с успехом идут на сценах театров, а в апреле 2024 года они были показаны зрителям Санкт-Петербурга в рамках Международного театрального фестиваля стран СНГ «Встречи в России». Спектакль «Капитанская дочка» с успехом прошел и в других городах России: в мае 2024 года его принимал Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна», а осенью 2024 года он войдет в программу Международного фестиваля «Театральная дельта» в Астрахани.

В основе спектакля «Сказки Мельпомены» — пьеса «Лебединая песня» и целая россыпь рассказов знаменитого писателя, который правдиво, с неповторимой чеховской доброй иронией рассказывает о людях театра, об актерах. Чеховские герои узнаваемы и актуальны в наше время. Это потому, считает режиссер спектакля, что Антон Чехов был писателем, опередившим свое время. Создателям спектакля удалось показать мир, полный событий, эмоций и погружения в загадку человеческой личности. Каждый из действующих лиц несет собственную жизнь, взгляды, отношения. И всё это – про театр, его ценности и сложности.

Выпуск спектакля приурочен 90-летию Государственный Русского Драматического Театра Ташкента. Не оставляет никаких сомнений, что благодаря реализации международного проекта «Петербургские театральные мастерские» творческие и технические специалисты из зарубежных стран обретают уникальную возможность вплотную и серьёзно поработать с ведущими мастерами, педагогами и исполнителями из Санкт-Петербурга. Они могут повысить свой профессиональный уровень, раскрыть творческий потенциал и реализовать новые замыслы. Проект постоянно обретает новые масштабы и расширяет целевую аудиторию. Данное начинание доказало и продолжает подтверждать свою эффективность в деле повышения уровня профессионализма театральных кадров, внедрения в работу театров новых петербургских достижений в творческой, технической и административной сферах.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения