8 июля, в жуткий для театра и всего мира день, посмотрела премьеру театрального проекта 27 «Петр и Феврония». Режиссер Стефания Гараева-Жученко (драматург — Лидия Клирикова, помню её постановку «Выше ноги от земли» на фестивале в БТК) рассказала историю канонизированных влюблённых через театр кукол, вокал, древнерусское вече.
Мне обещали, что клюквы не будет, и действительно — создателям спектакля удалось без назидательного тона сделать так, чтобы подростки задумались о том, что такое любовь, семья и верность. Всем зрителям предлагали ответить на эти вопросы и положить бумажку в коробочку — некоторые из них актриса Мария Рочева зачитывает со сцены. Для Марии эта премьера — личная история, она развелась через 13 лет брака после измены мужа, и ей нужно было осмыслить, почему люди женятся и как сохранить семью. Так театр становится психотерапией.
Петра играет Иван Шарый, видела его в Цехъ театре и «Овраг-ансамбль» (оказывается, он еще играет и во Псковском театре драмы), Февронию — Алина Белоусова. Их взаимоотношения показаны чувственно — вначале это лишь неловкие объятия, герои тянутся друг к другу, а потом их тела уже сплетаются, и этот союз оказывается сильнее смерти. Меня всегда удивляло, почему именно эти персонажи стали символизировать семью, любовь и верность, ведь история неоднозначная. Феврония — хитрая и целеустремлённая женщина, Пётр — трусоватый и слабый мужчина. Петр сражается со змеем, побеждает его и заражается неизвестной болезнью, всё тело покрывают струпья. Знахарка Феврония соглашается вылечить Петра от струпьев с условием, что он женится на ней, но оставляет один струп на случай, если потенциальный муж не сдержит обещание. Это было умно, потому что именно так он и поступил. В результате Петр снова заражается и почти умирает. Между смертью и женитьбой на деревенской дикарке-ведьме он выбирает второе. Это всё не похоже на идеальную любовь.
Драматург дописала «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и в ней появилось детство героев: маленький Пётр играет со старшим братом, докучает ему, знает своё будущее — он станет воеводой, будет защищать Муром от захватчиков. Маленькая Феврония в это время живёт в глуши и играет с зайцем. Это показывает, что герои из разных миров и как будто ничто не предвещает, что они будут вместе.
Тема слишком специфична, чтобы рекомендовать этот спектакль всем, он должен попасть в настроение. Я смотрела с интересом, скучно не было, постановка красивая. Возможно, стоит использовать более современный язык, чтобы подростки понимали о чем речь. Например, говорится, что отец Февронии — древолаз. Я не знала что это, оказалось — бортник, то есть пчеловод, спец по дикому меду. Целевая аудитория смотрела включённо, в телефоне особо не сидела. В целом это наверняка поставлено на какой-то грант на укрепление традиционных ценностей, но сделано изящно, без перекосов. Мне понравилось больше, чем «Ключ от 505» Дмитрия Мулькова. Наталья Бакулева создала симпатичных кукол и даже монастырь. Интересный опыт.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра