Почти каждый спектакль Льва Додина по Чехову — это проверка зрителя на человечность. Вот уже 20 лет идёт постановка «Дядя Ваня» на сцене МДТ. Чем же секрет неугасающей жизни спектакля? Возможно, потому, что он и есть квинтэссенция жизни. А жизнь усадьбы Войницких переворачивается с ног на голову, когда её владелец и теперь отставной профессор решается поселиться в ней. Но это остаётся где-то там, в предыстории.
Планшет сцены и стены обшиты деревом, сверху нависают стога. В зале пахнет свежей древесиной и сеном, герои медленно выходят из многочисленных дверей, вынося стулья и накрывая стол. Они бесхитростно и открыто выставляют напоказ свою жизнь. Всё начинается сразу с первого монолога доктора Астрова (Игорь Черневич). Перед нами предельно откровенный, уставший, всё давно понявший про себя человек. Трагедия Астрова в том, что размах его мысли не совпадает с возможностями, которые предлагает ему жизнь. Старая няня (Вера Быкова), с высоты своих лет, а может, и с авторской позиции, предлагает его мятежному духу успокоиться. К монотонно раскачивающимся доктору вплывает помятый дядя Ваня (Сергей Курышев). Статный, в льняном костюме, цинично не скрывающий похмельного томления. Его экзистенциальный кризис и послужит поводом для “дачной войны”.
История этого лета на даче только сначала будет прикрываться летней скукой и играми страстей от безделья. Весь этот флёр слетает моментально, как только мы видим глаза героев. Каждое слово отдаётся раной в их душе. Елена Андреевна (Елизавета Боярская), которую мы представляем недалёкой красоткой, здесь умная, честная и несчастная женщина, тонкой душевной организации. Её жесты выдают все чувства, а вовсе не жеманство и кокетство. Ей в подруги по несчастью, а не в противоположность даётся дочь её мужа от первого брака — Соня (Дарья Румянцева), девушка эмоциональная, открытая душа, выросшая вдалеке от больших городов.
Мужское дачное общество — доктор Астров, любящий только красоту, легко увлекающийся, но не разрешающий себе чего-то глубокого, и дядя Ваня, остро жаждущий жить, страдающий от прежних заблуждений и нежно, отчаянно любящий замужнюю женщину. Они пьют, поют, философствуют, открыто страдают от любви днём и страсти ночью. Все это происходит на виду у всех обитателей, все про всех понимают. Порой кажется, что сейчас весь этот прекрасный дом с садом просто треснет пополам. Всех помирить, привести к покою души пытаются нянька да приживал Телегин (Олег Рязанцев). «Вафля» у Додина не жалкий, а человек-стоик с крепкими ценностями, можно даже сказать, любящий жизнь, людей. Но и из него прорывается его тихая боль, подавляемая смирением. Это не истерика, а излияние правды жизни, взрослая мудрость. Пожалуй, он единственный, кто тут повзрослел. Профессор Серебряков (Сергей Козырев) — человек, внезапно влетевший в жизненные обстоятельства, ему не привычные, сохраняет выдержку и степенность, однако и он убрался бы с этой дачи, если бы мог себе это позволить.
Перед зрителями разворачивается человеческая трагедия людей, попавших и пропадающих из-за обстоятельств их жизни, судьбы. Этот мотив гораздо важнее, чем обличение пошлости, бездействия и праздности интеллигенции. Они стремятся, работают и хотят верить, что это для счастья следующих поколений, но как убить в себе это желание собственного счастья? Что делать, когда твоя жизнь разрушена? Разбитую чайную чашку можно склеить, но она уже будет не та. В спектакле есть вера, именно про неё финальный монолог Сони, что радость найдёт нас если не здесь, то там, за гробом. И никто не знает, как переживут следующую зиму герои. Финал остаётся открытым. Как раз перед теми последующими поколениями режиссёр разворачивает жизнь людей, над которой мы можем смеяться и плакать. Но все те горести и радости мы можем найти и у себя. Вот он, секрет — человеческая суть не меняется. Нам всё так же больно, когда нас ранят, мы так же радостны, когда нас любят. И Чехов Додина тут одновременно и жесток с приговором всем живущим, и милосерден, наполняя всё же мир верой и любовью, чтобы страдать было чуть легче.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра