Аншлаг в межсезонье: Филармония начала экскурсионный проект

С июля 2024 г. в Большой зал Петербургской филармонии можно попасть в составе экскурсионной группы.  Проект посвящён 185-летию здания Дворянского собрания (открыто в 1839 г.), где и располагается Большой зал. Билеты на июль и август раскупили моментально — этому способствовала и цена в скромные 300-400 руб. Обещают, что в афише сентября появятся даты новых сеансов. Нам же повезло присоединиться к одной из июльских групп.

Экскурсию подготовила и ведет Маргарита Самойлова, долгое время возглавлявшая экспозиционно-выставочный отдел Музея политической истории России. Рассказ получился обстоятельным и объемным благодаря аналитическому подходу и исследовательскому таланту автора. Наша прогулка длилась больше двух часов, но в “обкатанном” варианте наверняка будет укладываться в полтора. Группа камерная — 15 человек. Начинается маршрут на площади Искусств, ведь вести разговор о здании Дворянского собрания вне контекста задуманного Росси ансамбля невозможно. Затем мы переместились в Главное фойе и продолжили историческое погружение с помощью подборки архивных фотографий, которые Маргарита показывала на планшете. Конечно, местами формат напоминал лекционный, но для целевой аудитории это ничуть не утомительно. Пройдя по фойе второго этажа и узнав, с какими новшествами познакомил петербургскую публику Ференц Лист 1840-е гг., мы сделали остановку в Белоколонном зале. Только на экскурсии удалось заметить, что он трехсветный — с тремя рядами окон, и в межсезонье верхние, «парусные», пропускали свет! Маргарита в подробностях рассказала нам, как зал был устроен в XIX в., принимая балы и маскарады. Стулья (венские — как самые легкие и удобные) появлялись здесь только по случаю. Признаюсь, что бальную природу зала я чувствую до сих пор — тиски нынешних кресел (а они появились здесь в 1936 г.) все же кажутся мне привнесенными. Из партера нас щедрым жестом пригласили на сцену. С такого ракурса зал тоже, конечно, преображается, становится камерным и компактным. И сама сцена непривычна — лишена, в отличие от театральной, защиты занавеса и кулис. Маргарита пояснила, что музыкальную сцену вернее называть эстрадой, но ХХ век исказил значение этого слова, поэтому в Филармонии его больше не используют. У нас была возможность не только осмотреться и вспомнить моменты знаковых концертов, но и услышать и увидеть вблизи, как звучит орган. Специально для нас Михаил Серазитдинов исполнил Хоральную Прелюдию d-mоll «Меinе Sееlе еrhеbt dеn Неrrеn» («Моя душа возвышается над владыками») И.С.Баха из сборника «Шесть Хоралов различного рода» и прелюдию С-dur Антона Брукнера. Сам орган был перенесен сюда уже в советское время из клиники Отта, где его изначально в 1903 г. установили по решению Дмитрия Отта, полагавшего, что звук будет благотворно влиять на рожениц. Мы же переместились за сцену к лестнице, на которой сидел 24-летний Рахманинов, слушая неудачную премьеру своей Первой симфонии. Из-под лестницы прямая дорога к императорским залам — нам позволили заглянуть и в дирижерскую (бывшую комнату отдыха императора), и в бывшую свитскую. Спускались мы через бывший императорский подъезд, который ныне открывает двери только для особо статусных гостей, где и попрощались.

Всем поклонникам Филармонии (и Дворянского собрания) экскурсию можно смело рекомендовать — она основательно подготовлена и ладно скроена, пестрит любопытными фактами, как, например, то, что ссуду на строительство здания дворяне так и не вернули — все просили отсрочек вплоть до революции. Отдельно отмечу, что хотя и не воспринимаю Московскую и Петербургскую филармонии конкурирующими ни в одном контексте, а все же отрадно, что именно у нас первыми начали такой важный и крайне востребованный просветительский проект, как регулярные экскурсии. За появлением билетов на новые сеансы можно следить в соц. сетях Филармонии.

Текст: Елизавета Ординарцева
Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения