Нет-нет, не подумайте, Первая мировая война. Речь о спектакле «Гиппиус. Непредвиденное» по дневникам и стихам Зинаиды Гиппиус 1914-1917 гг., поставленном Фамилом Джавадовым в Кабаре ШУМ. В главной роли — Варвара Павлова. Премьера состоялась в мае.
Спектакль стремительный — чуть меньше часа, поэтому и текст будет кратким. Но это случай точных попаданий, не в бровь, а в глаз. Все мы так или иначе со школы знаем о Зинаиде Гиппиус как о фигуре сложной и противоречивой. Но многие ли вдумчиво читали ее поэзию и дневники? Если вы тоже — нет ¬— сходите на спектакль. Команда постановщиков проделала огромную работу за и для нас, выбрав такие цитаты и стихотворения времен Первой мировой и Февральской революции, что мигом оказываешься в весне 2022 г. и борешься с желанием спрятаться под стол. Становится очевидно: Гиппиус — женщина исключительного ума, сразу и все понимающая. А от ума, как известно, горе. Но не только — еще от ума бывает театр, и о нем в спектакле тоже много говорят.
Площадки лучше, чем Кабаре ШУМ, для постановки придумать сложно: нарядные гости, хрустальные люстры, официантки продолжают разносить каву, просекко и даже шампань, когда действие уже началось. В МХТ для спектакля «19.14» Александр Молочников пытался создать подобную обстановку искусственно, сажая зрителей первого ряда за бутафорские столики кабаре и предлагая им круассан в одной из сцен, чтобы передать контраст сосуществования мирной жизни и фронта. Здесь же ничего имитировать не нужно, Кабаре ШУМ — пространство удивительно живое и своевременное, на сломе буржуазности и андеграунда.
Варвара Павлова — актриса удивительного объема и существует сразу на нескольких планах. В ней есть и характерность без кривляния, и включенное проживание момента. Впервые я увидела это ее качество в «Джульетте» БДТ, а потом отмечала в работах с Андреем Могучим и Романом Михайловым. Дистанция между ней и персонажем есть, а зазоров нет — поэтому подключаешься безоговорочно и сразу, как только она входит в зал и молча зажигает свечи. Смотреть на актрису такого масштаба в камерном пространстве особенно ценно.
Отдельно стоит отметить композитора Александра Захаренко, который написал для спектакля музыку, создающую атмосферу салона прекрасного упадка. За фортепьяно весь вечер — Галя Лавренчук. Спектакль совершает тот самый прорыв к подлинности, о котором как о назначении театра говорил Андрей Могучий.
«Время острое – я не забываю. Время страшное, я не забываю. И все-таки надо же немного верить в Россию. Неужели она никогда не нащупает меры, не узнает своих времен?» — единственная цитата из спектакля и из дневников Зинаиды Николаевны, которую я позволю себе в этом тексте.
Что до названия заметки, стихотворение «Женскость» Варвара прочла на бис, а о вселенскости Зинаида мечтала до и вместо войны. И мы, наверное, мечтаем.
Текст: Лиза Ординарцева
Фото Кабаре «ШУМ»