Сделай вдох и отпусти воображение

В Петербурге теперь на один иммерсивный театр больше. У международной сети «Морфеус» появился филиал на набережной Мойки. Вниманию зрителя предлагается 6 постановок в разных жанрах: от постапокалиптического триллера до семейного приключения.

Иммерсивность в театре — феномен последних десяти лет, но все еще спорный и не повсеместно распространенный формат. Он предлагает зрителю проживать события от первого лица наравне с актерами или вместо них. Предпосылки иммерсивного театра можно найти у Мейерхольда, который будоражил зрителя, рассаживая актеров в зрительном зале или перенося действие в фойе.

Термин «иммерсивность» появился после нью-йоркской постановки «Sleep No More» компании Punchdrunk в 2011 году. А Петербург заговорил о нем после премьер шоу «Безликие» (2017) и «Вернувшиеся» (2019) по произведениям Ибсена, которые разворачивались в ошеломительном числе вариаций сюжета, комнат и актерского состава внутри дворцовых интерьеров с не менее ошеломительной ценой билета. Параллельно столичная культурно-развлекательная индустрия того же времени последовала европейской моде на сенсорные эксперименты. В Европе случились две значимые театральные иммерсивные премьеры: «Smile Off» — тридцатиминутный опыт взаимодействия с перформерами для одного участника с завязанными глазами и «Vice», где в параллель с живой оркестровой музыкой перформеры устраивали слушателям с завязанными глазами разнообразный тактильный, вкусовой, обонятельный и двигательный опыт. В России же появилось сразу несколько популярных проектов, где гостям ресторана или квеста завязывали глаза, чтобы обострить восприятие через другие органы чувств.

В таком контексте театр «Морфеус» появился в 2015. Его основатели — Пётр Копылов, Александр Князев и Никита Проскуряков — когда-то, будучи вожатыми в лагере, сочиняли детям игры с завязанными глазами. Затем идея с завязыванием глаз легла в основу их иммерсивного шоу и стала запоминающейся особенностью театра «Морфеус».

У меня уже есть зрительский опыт участия во многих экспериментальных и двух именно иммерсивных постановках без завязывания глаз. Опыт я считаю удачным, так что была не прочь получить третий, имея в запасе чуть-чуть насмотренности и ожиданий. Первое, что для меня важно в иммерсивной постановке,— влияет ли она на меня до начала? Впечатление от первого соприкосновения с театром «Морфеус» было самое положительное: красивый сайт, качественные видео-анонсы. Я выбрала «Вдох» за мурашки от голоса актера и вдохновляющее предложение создать свой собственный мир. Второе, чего я ожидала — бесшовность действия. Плавное погружение в историю способствовало бы плавно разыгрывающейся фантазии. К сожалению, этого не случилось. Максимум на спектакле может быть 8 человек. Зрителей в начале спектакля запускали группами с разницей в 15 минут. Невольно пришлось послушать правила участия дважды, и магия рассеялась. На «Вдох» нас 8 июня пришло шесть. Все, кроме меня, на иммерсивной постановке оказались впервые. Наш Морфеус, юноша в черном, так же, как и Морфеус-девушка для другой группы, заверил нас, что актеры никаким образом не будут причинять дискомфорт, и попросил каждого надеть маску. По одному нас аккуратно увели в комнату и посадили в кресла. Юноша стал основным голосом повествования. Третий важный для меня параметр: удастся ли мне поверить в историю? Захватит ли меня сюжет или будет неловко? В иммерсивном действии царит поливариативность — мы все, включая актеров, не знаем, что и как будет происходить. Каждый сам решает, куда следовать и как себя вести. Каждый зритель получает собственный уникальный опыт.

Свой опыт я бы оценила здесь на 2 из 5. Я не предусмотрела, выбирая «Вдох», что моими партнерами будут незнакомые люди с разным навыком быстрого придумывания, а воображаемый мир будет общим. Так события стали развиваться на острове, где живёт небольшая община людей посреди лазурного океана. Для меня это неинтересный сюжет. При этом мне не хотелось создавать случайным партнерам дискомфорт и топить чужих людей в чужом океане. Я сосредоточилась на том, чтобы встроиться в предлагаемые обстоятельства и стараться не перебивать соседей. Не знаю, испытывали ли мои соучастники что-то подобное, но двое выбрали себе роли бездействующих наблюдателей, двое, включая меня, нейтральных персонажей, мало влияющих на ход событий, а двое творили мир активно: в нем росли горы, текли водопады, а люди находили в озере зеркальные миры и кристаллы неясного назначения.

Двое актеров старались создать эффект полного погружения из подручных средств. Если с музыкой, водой и ветром в полете (мой персонаж был драконом) получилось ярко и правдоподобно, то запахов я не услышала, вкусов не было, тактильный опыт только в виде тряски кресел. Достаточно скудный набор, чтобы удержать фантазию в течение часа. Также актёры старались разными голосами озвучивать населяющую наш остров общину. Фразы быстро стали повторяться и сузились до диалогов двух персонажей «а что там такое?» и «не бойся, пойдем». Зато ведущий ловко собирал реплики всех действующих лиц в сюжетную линию, добавлял немного деталей пейзажа и вел сюжет к финалу. Финал оказался предсказуемый, но добрый и трогательный.

Последний важный вопрос для меня об иммерсивном спектакле: является ли для меня этот опыт уникальным, таким, который я буду вспоминать и которым хочу делиться? В гостиную мы, участники двух спектаклей, тоже вернулись одновременно. Я не могла не отметить, что другие зрители вышли в приподнятом настроении и собираются поучаствовать еще. Я бы сделала вывод, что это незначительное событие для меня, так как я готова к спектаклям посложнее, но, очевидно, хороший вариант для тех, кто нечасто ходит в театр и хочет получить мягенький, позитивный, новый опыт в этом направлении. Мой опыт тоже вырос когда-то из приятного и простого впечатления.

Текст: Катерина Егорова

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения