Пушкин — воздух, который пронизывает всю русскую литературу, символ созвучия чувств и мыслей, новаторства и традиционности, поэтичности, озорства и глубины. К 225-летию со дня рождения поэта ТЮЗ имени А.А. Брянцева выпустил 4 июня воздушный, музыкальный спектакль, вбирающий в себя сюжет повести «Метель» и биографию писателя. Кто такой «наш Пушкин», совместима ли жизнь и творчество, мы узнали на премьерном спектакле. В главной роли — Радик Галиуллин.
Режиссер Дмитрий Турков рассказывает историю человека, оказавшегося перед выбором, как строить свое дальнейшее будущее. Пушкин, несмотря на все трудности, встает на путь любви — сознательной, требующей сил и преодоления препятствий. Он планомерно идет к тому, чтобы стать мужем, отцом семейства, человеком, готовым принимать ответственность за жизнь близких. При этом он не теряет своей игривости и чуткости к миру, трепеща от эмоций, захватывающих его. Радик Галиуллин погружается в бездонную сущность души Пушкина: артист то парит в невесомости творческого вдохновения поэта, то смотрит на своего персонажа со стороны, иронично обыгрывая привычные штампы восприятия личности героя. Пушкин страстно увлечен — жизнью, женщинами, желанием жить ярко и со вкусом. Поэт общается с близкими для себя людьми — няней, Натали, Вяземским, а также теми, кто сыграл судьбоносную роль в его жизни — императором Николаем I, Бенкендорфом, матерью Гончаровой. Но не только в отношениях с ними поэт раскрывает свою личность. Он творит, как демиург придумывая на глазах изумленной публики историю взаимоотношений Марьи и Владимира. Герои, захваченные вихрем его фантазии, начинают оживать на сценической площадке, рисуя замысловатый сюжет повести «Метель».
Ирина Волкова и Данила Лобов играют пару влюбленных, которые в горячке чувства забывают обо всем окружающем мире, желая соединиться друг с другом. Но у судьбы свои планы на их будущее. Актеры играют трепетную, нежную, первую любовь, которая полностью заполняет их существование. Алексей Титков и Анна Дюкова исполняют роли ненарадовских помещиков, родителей главной героини, тоже растворенных друг в друге. Несомненно, не только французские романы, но и их взаимоотношения способствуют развитию чувственного начала юной девы. Темы сохранения семейных ценностей, правомерности предательства близких во имя любви, предопределенности жизни каждого человека оказываются центральными в повести. Все персонажи, включая Дуняшу в исполнении Аделины Любской, карикатурно обостренные. Они, с лёгкой руки Пушкина, живут и чувствуют так, как можно только в жанре романтической сказки.
Музыка, сочиненная композитором Николаем Горловым, пронизывает происходящие события, являясь полноценным участником спектакля. Жанр саундрамы, заявленный режиссером, позволяет героям открыто выражать эмоции и, когда слов уже недостаточно, шутливо, нежно, искренно, с надрывом — петь. Стихи Пушкина, словно вихри метели, выстраивают динамическую структуру спектакля. Сценографическое пространство, созданное Ксенией Гагариной, представляет собой космические орбиты, по которым, хаотично и не всегда совпадая, двигаются люди. Не всем суждено встретить своего человека. Главное — прислушиваться к своему сердцу и внемлить голосу совести, являющейся маркером любых событий. Возвести храм чистоты, добра и веры в душе имеют силы далеко не все люди: кажущаяся невесомость и красота всегда скрывает крепость конструкций, созданных пытливым умом и упорством.
В премьерном фантазийном спектакле Дмитрия Туркова наш, русский, знакомый с детства, теплый, удивляющий и восхищающий, каждый раз сияющий новыми красками Пушкин проявляется в своей солнечной многоликости. Радик Галиуллин создает утонченный образ поэта и человека, который стал кумиром современников и потомков. Умение очаровываться мгновениями и передавать их красоту, острое чувство долга и чести, трагическая борьба с несвободой, язвительная гордость, страстность и нежность, дар слышать жизнь и себя определяют характер Пушкина. Соприкоснуться с душой поэта в следующий раз можно 26 июня на Большой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева.
Текст: Елизавета Ронгинская
Фото театра