С 28 по 30 июня в Гатчине проходил четвертый фестиваль «Оперетта-парк». Этим событием закрывает 95 сезон Санкт-Петербургский театр Музкомедии. В программе пятницы — пикантный водевиль «Тук-Тук», в субботу — любовь, интриги и великолепная музыка Легара «Граф Люксембург», а вечером воскресенья — праздник опереточного жанра — гала-концерт с участием звезд европейской сцены.
При чтении анонса у меня моментально созрел план, в котором интересная книжка в полупустой электричке превращалась в пикник на причале Белого озера, пикник становился неспешной прогулкой по парку с уточками и белочками, парковая дорожка вела бы меня в зрительный зал Гатчинского дворца, а на десерт — закатные пейзажи из окна электрички, уносящей меня обратно в Петербург. Я выбрала в программе водевиль «Тук-Тук» по одноименной оперетте-фарсу Вильгельма Шпачека, рассчитывая на короткую, веселую и легкую романтическую историю.
И не прогадала. Пятница получилась идеальной. Актер Фёдор Осипов представлял зрителям программу фестиваля и действующих лиц этого вечера уже из роли служащего департамента Владимира Путанцева, напевая цитаты из произведений и бросая на сцену скомканные прочитанные листы. Дирижер, заслуженный артист России, лауреат премии «Золотая маска» Андрей Алексеев подыграл ему: «Люблю порядок», нашёл за кулисами метлу и совок и собирал разбросанные бумаги. Федор сориентировался: «Театр доплачивает маэстро за уборку». В такой озорном настроении актеры и зал пребывали весь час. Под веселенький лейтмотив «помог нам этот милый звук, тук-тук, тук-тук!» секретарь его высокопревосходительства Владимир Путанцев виртуозно плел интриги, избавляясь от нежелательного отцовства, и хотел выдать свою любовницу, провинциальную машинистку Зинаиду (Наталья Савченко) замуж то за своего начальника, молодящегося генерала Пояркова (Александр Круковский), то за без памяти влюбленного в неё губернского чиновника Голикова (Роман Вокуев). Голиков начинал заикаться и бухался в обморок от взгляда Зинаиды. Генерал впадал в детство, радуясь перспективе бросить прежнюю жену и обрести новую.
Тема карьеризма и кумовства подана легко, актуально и без назидательности высмеяна. Режиссер-постановщик Вера Домбровская включила в действие элементы оперы, оперетты, мюзикла, несложную хореографию и даже задействовала дирижера как актера. Шутка о таланте Андрея Алексеева к уборке прозвучит еще раз в середине водевиля, а на подносе у Зинаиды всегда будет рюмка водки и для него тоже. Если бы я не прочла зрительский отзыв 2021 года о том, что дирижер участвует в действии, я бы решила, что вижу талантливую импровизацию. Особенно потому, что музыканты оркестра с не меньшим интересом следили за происходящим на сцене, чем зрители.
Финал водевиля получился счастливым: женитьба сложилась, карьера выстроилась. Я шла к электричке в чудеснейшем настроении, напевая арию отца Зинаиды, капитана Ревякина (Олег Ромашин) «Мадера, херес и портвейн, Вдова Клико… Гони вино в окно, оно вольется в дверь». Даже попробовала загуглить эту арию, чтобы переслушать. Но, к сожалению, интернет не хранит ни одного фрагмента.
Водевиль «Тук-Тук» театр Музкомедии воссоздал в сокращенном варианте из оригинального произведения к 110-летию своего предшественника — театра «Палас», сцена которого располагалась на Итальянской, 13. Премьера состоялась в 2020. Сейчас его уже нет в репертуаре. А жаль. Я бы с радостью рекомендовала это впечатление. Остается надеяться на отдельные показы.
Текст: Катерина Егорова
Фото Марии Ковалевой