Помер дед Максим, да и хрен бы с ним

Псковская драма, наверное, сегодня один из самых перспективных региональных театров — Андрей Пронин проводит фестивали, приглашает мощных столичных режиссеров. Репертуар необычный: и классика, и современность, и комедии Мольера, и «С училища», про роман «Лягушки» мы вряд ли бы узнали, если бы Никита Кобелев в начале сезона не обратился к этому тексту.

Что до меня — я сегодня встала в 5.50 утра, чтобы, преодолев 300 километров, посмотреть «Свидетельские показания» (2021) Семёна Серзина по пьесе Дмитрия Данилова. Фильм «Похожий человек» я посмотрела летом на Мастер-фесте, Серзин тогда сказал: «Я почему-то сначала ставлю спектакли о чем-то, а потом снимаю об этом фильмы».

Если в «Человеке из Подольска» (мне, кстати, эта пьеса не нравится, я даже фильм не видела, а притворялась, что видела) героя менты насильно вытаскивают из зоны комфорта, чтобы его жизнь стала осмысленнее и, может быть, счастливее, то Александр Иванов (Максим Плеханов) из «Свидетельских показаний» свою зону комфорта так и не нашёл, поэтому вышел. В окно. Это не спойлер, а завязка, без которой никуда. Следователь пытается разобраться, почему Иванов покончил с собой. Те, кто работал с покойным, здоровался с ним в лифте, жил в одной квартире, говорят, каким он был. И мы видим, что никто из них на самом деле его не знал и не понимал. Тут я вспоминаю жену Зилова, которая сказала, что за все годы брака так и не смогла его понять.

Спектакль проходит на сцене, актёры-свидетели (Денис Кугай, Роман Сердюков, Ангелина Курганская, Екатерина Миронова, Ирина Смирнова, Ксения Чехова, Анна Шуваева, Галина Шукшанова, Андрей Кузин, Линда Ахметзянова) находятся среди нас, говорят с нами, иногда уходят, иногда возвращаются. Ну потому что он умер, а они-то ведь живы и вольны делать что хотят. С нами всегда остаётся только следователь, вернее — его голос. В фильме эту роль играл сам Серзин, в спектакле мы его не видим. А какой он, этот человек, который хочет зачем-то докопаться до правды? Если нас опросят, каждый скажет что-то своё. Добрый он или злой, есть у него чувство юмора или нет, справедливый он или жестокий, хороший ли он человек? Что мы знаем о других людях, которых видим каждый день, и что мы знаем о себе? Мне кажется, об этом и пьеса, и спектакль.

Когда к нам выходит виновник торжества, которого близкие и дальние поминули и забыли, уже имя и лицо его исчезает из памяти, то мы узнаём, что смерть — это хоть и больно, но все же интереснее, чем его предыдущая жизнь. Жизнь, в которой он был вежливым соседом, не слишком воцерковленным прихожанином, успешным автором бульварных детективов, с одной стороны, и писателем-неудачником с другой, сторонником ЗОЖ и, напротив, человеком, любящим выпить, нелюбимым и нелюбящим пасынком. Иванов, творческий псевдоним «Виват», был много кем, счастья нигде не нашёл, и помножил себя на ноль. Ничего тут нет криминального, просто жизнь случилась.

Текст: Алла Игнатенко

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения