Обнажённый оркестр в театре «Курт»

В последний майский день театр «Курт» представил зрителям спектакль «Оркестр», по мотивам пьесы Жана Ануя. Режиссер — Екатерина Павлова.

«В центре событий — небольшой оркестр, основной задачей которого является развлечение зрителей. От высокого искусства здесь остались только разговоры о нём…» — сказано в аннотации. Но что же при этом кроется в душах оркестрантов, пока они занимают и отвлекают публику от повседневных забот? Команда, работающая над спектаклем, дает возможность зрителю заглянуть в этот чувствительный мир, таящий в себе глубокие проживания, знакомые каждому из нас.

Добрая, нежная, заботливая атмосфера царит в стенах камерного театра «Курт». Каждого зрителя встречает Екатерина Павлова, которая направляет прямиком к администратору Алене, гостеприимно встречающей всех с улыбкой, а также с шампанским. Причем такой комплимент полагается только к этому спектаклю — важная деталь, которая отражает режиссёрский замысел. В зале царит теплая и приглушенная обстановка. Звуки шепота и тихого смеха плавно переплетаются в воздухе, словно невидимые нити, соединяющие всех присутствующих.

Действие разворачивается в послевоенной Франции, на некоем заштатном курорте, постояльцев которого призван развлекать небольшой оркестр. Каждый из оркестрантов рассказывает трагические эпизоды своей жизни, заново проживая их перед зрителями. Это не просто история одного оркестра, это набор узнаваемых историй. Любовь и ревность, молодость и старость, здравие и болезнь, мир и война, жизнь и смерть — всех тем не перечислить. Языком театра нам рассказывают о нас самих, языком танца выражают эмоции, языком музыки будят наши чувства. Присмотревшись к этому оркестру, мы сможем отыскать там себя.

Выбор пьесы, по словам Екатерины, зародился еще в 1998, когда она обучалась в колледже родного города Киров. Текст «Оркестра» лежал вплоть до 2018 года, именно в этот период режиссер проживала сложный внутренний эпизод, который подтолкнул ее на постановку этого спектакля.

«Еще очень давно наш мастер Геннадий Григорьевич Зайцев принес нам эту пьесу, потому что у нас был женский курс, на всех было только два пацана, как это часто бывает. Пьеса у меня пролежала до 2018 года, именно в этот период возникли личные мотивы, связанные с тяжелыми внутренними переживаниями. Театр «Курт» был в состоянии студии, и было много девушек очень интересных, талантливых, соответственно, получился такой спектакль «отгорёвывания» — женский, для меня очень личный».

По сюжету сначала зритель как бы подглядывает за артистами, находящимися за пределами игрового пространства, в гримерке, однако далее видно, как легко актёры-музыканты срывают все маски во время выступлений, напоминающих кабаре. Песню «Девушка из таверны» (певица Юта) исполняют все героини, собранные в один ряд с босыми ногами и в огромных рубашках, они словно находятся в открытом понятном уединении с самими собой, сценой и зрителем. Хочется выделить особую динамичность, живое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, гармони и живого вокала, которые присутствуют на протяжении всей постановки. Все сцены по-особенному ритмичны в исполнении каждого персонажа.

«Я очень люблю «Серебряную свадьбу», мне кажется, что эта группа и её солистка Беня — просто квинтэссенция умной, яркой женской энергии, поэтому, в общем, от нее пошло все и получился такой поп-рок, авторская музыка», — отмечает Екатерина.

Спектакль «Оркестр» является одной из самых позитивных постановок в репертуаре театра. В объединении глубоких переживаний каждого героя вырисовывается легкость, юмор и надежда на исцеление. Режиссер меняет ход оригинальной версии Жана Ануя, где героиня Сюзанна застреливается, и решает повернуть события так, что она выбирает открыть бутылку шампанского и напиться, вот почему именно к «Оркестру» предлагается этот манящий напиток.

«Лучше уж хряпнуть шампусика, чем пулю в лоб! То есть для меня жизнь не заканчивается ни на какой трагедии, и, пока мы живы, мы можем взять себя в руки и выйти из этого замкнутого круга собственных оправданий. Нужно смириться, в хорошем смысле, со своей сущностью и продолжать бороться. Принять, понять себя, и продолжать жить и действовать», — объясняет Екатерина.

Проблемы оркестрантов живые, злободневные, они были, есть и будут актуальны для многих во все времена. Каждый из нас испытывает чувство ревности, унижения и мести, а артисты создают яркое и гротескное представление на сцене, которое отражает человеческие страсти и сложности межличностных отношений. Могу сказать, что команда театра смогла попасть в каждого, ведь всегда интересно посмотреть на себя со стороны.

Текст: Вероника Лялина

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения