16 июня в Петербурге случился уже 12-й ежегодный 8-часовой спектакль-променад «Маршрут Старухи». События первой половины дня на этот раз разворачивались в Упсала-Цирке и парке вокруг него. Автором концепции выступила театровед Юлия Клейман, а магистральными режиссерами – Дмитрий Мульков и Кирилл Люкевич.
Если 12 лет назад «Маршрут» был чуть ли не единственной возможностью погрузиться в мир Хармса, то сейчас проектов по наследию ОБЭРИУтов – в избытке (даже в названии этого очерка внимательный читатель заметит отсылку к другой постановке). И все же «Маршрут» занимает в сердце города и горожан особое место – тем радостнее, что он происходит каждый год, несмотря ни на что.
Фееричным был променад 2022 года – юбилейный, десятый. Тогда мы все сплотились против страха и, казалось, победили его на один отдельно взятый день. Такое не повторить, да, впрочем, и не надо – как не хотелось бы повторения обстоятельств, породивших творчество ОБЭРИУ. Прошлогодний спектакль мигрировал на радиоволну: участникам предлагалось быть рядом, но порознь, молчаливо шествуя в наушниках. Была подведена некая черта, поэтому «Маршрут» этого года я воспринимаю как Revival – возрождение и перезапуск истории, по старому сценарию, но с новыми лицами.
Упсала-Цирк и парк при нем стали прекрасной локацией: эпизоды большой формы происходили в шатре, где, по традиции, было тесно, но довольно комфортно и исправно работала вентиляция. 16 уличных эпизодов располагались довольно компактно и настойчивому зрителю наверняка хватило отведенных двух часов, чтобы посмотреть большинство.
Эпизодом-открытием, по традиции, стала интерпретация повести «Старуха», на этот раз – в эстетике цирка, режиссеры – Арина Гулимова и Константин Соя. Новички среди зрителей удивлялись афоризмам, старички ностальгировали. Интересный замысел представил Евгений Авраменко в короткометражном спектакле «Лир, начало и конец», пригласив Ирину Григорьеву и Алексея Ингелевича к обсуждению и исполнению сцен из «Короля Лира». Время практически повернулось вспять, во всяком случае, встало ребром на пару мгновений. Самым искренним, эмоцией прямого действия, оказалось выступление артистов Упсала-Цирка. Уверена, что хозяева площадки могут смело рассчитывать на прирост аудитории. Завершилась программа в шатре таинственным исчезновением чудотворца и объявлением Дмитрия Мулькова, что трамваи сломались и в пути на Финляндский вокзал стоит выбирать альтернативный маршрут.
Что же до парковых эпизодов, я оказалась зрителем ненастойчивым, поэтому смогла оценить 4, о них и расскажу. Максим Максимов, знакомый мне по театру «Блоха», а многим – по «Karlsson Haus», приглашал публику в блистательный Цирк уродцев, строго 18+, оттого дети на показах смеялись так заразительно! Остроумие, жестокость, эпатаж – без этого цирк имени Даниила Хармса немыслим. Обличья кошки, мерзкой девочки и старичка молниеносно меняла Кристина Цуркан. Не кокетничали с реальностью и не пытались смягчить удар и авторы Тира «Расстреляй поэта» – Ахим Вопоп и Дмитрий Концелайнен. Помимо них под дула водяных пистолетов смело вставали Наталья Шишина и Никита Виноградов. Зрителям предлагалось давать поэтам темы, а потом расстреливать их водой за плохие стихи. Вновь особый энтузиазм проявили дети, а взрослые наслаждались эстетикой кадра. Красота стала для меня доминантой и эпизода «Блошиный цирк» – здесь хочется отметить художниц Ульяну Кулешину, Антонину Устимову и Анастасию Капустину, создавших потрясающе реалистичные костюмы этих не самых приятных насекомых. Не остались без дела и любители чтения и эпистолий – инсталляция Анны Вовчок и Софии Блиновой представляла собой вереницу конвертов с любовными историями современников Хармса, которые можно было присвоить, а в обмен – отдать свою.
После финального эпизода в шатре (того, что с исчезновением чудотворца), зрители и персонажи Маршрута встретились уже в электричке, отбывающей в Лисий Нос. В вагонах постоянно что-то происходило, но никакого сюжета/эффекта уже, кажется, не предполагалось. Неясно было, кто еще в образе, а кто просто едет с друзьями на природу. Шествие к заливу тоже осталось без коллективных практик (за исключением раздачи флажков), как и сам пикник. Зато водка в самоваре была, эта константа подвести не может. А все же, как в том анекдоте про елочные игрушки, радости не давала. Мне не хватило мощного коллективного действа, как бывало раньше на «Маршрутах», как было прошлым летом на «Шаляпин. Прогулке», где сотни человек в центре города, ничего не боясь, пели хором «Эй, ухнем!» у камня отправки «Философского парохода». Не хватило единения не в конкуренции очередей (в которых я, впрочем, выбирала не стоять), а в едином порыве самого легкого безумия.
И все же, мораль анекдота про елочные игрушки – дело во мне, а не в обстоятельствах. Маршрут живет, продолжается, передается новым поколениям, открывается новым зрителям, как это и задумывалось изначально. Маршрут как лаборатория петербургского независимого театра. Конечно, тем, кто помнит эйфорию от шествия с Улиточками от Таврического к Литейному (2021) или Трамвай в Светлое Будущее (2022), сегодня непросто. Но важно помнить, чудеса надо делать своими руками. Спасибо всем, кто бережет «Маршрут». А за свое восприятие мы ответственны сами.
Текст: Лиза Ординарцева
Фото: Павел Даиси